В декабре нынешнего года народы Беларуси и России отмечают 25-летие подписания Договора о создании Союзного государства. Это знаковое событие в истории двух братских народов.
Интенсивное взаимодействие Беларуси и России началось сразу же после распада СССР как в формате Содружества Независимых Государств, так и на двустороннем уровне. После избрания в Беларуси в 1994 г. Президента А. Лукашенко оба государства приступили к формированию межгосударственной интеграции: в январе 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе, в апреле 1996 г. – Договор о создании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. – Договор о Союзе Беларуси и России, другие документы.
Союзное государство в настоящее время рассматривается Беларусью в качестве важнейшего приоритета внешней политики. Это уникальный интеграционный проект, который привел к формированию между Беларусью и Россией отношений стратегического союзничества. Союзное государство представляет собой своего рода «лабораторию интеграции» для других интеграционных образований постсоветского пространства и реализуется в контексте сопряжения с другими проектами интеграции на постсоветском пространстве – Содружеством Независимых Государств, Евразийским экономическим союзом, Организацией Договора о коллективной безопасности. Значение Союзного государства в общей системе интеграционных объединений на постсоветском пространстве определяется более продвинутым уровнем интеграции, которая охватывает экономическую, политическую, оборонную, гуманитарную сферы, осуществление согласованной внешней политики двух государств.
Беларусь и Россия в первой половине 2020-х гг. активизировали интеграцию в формате Союзного государства по всем направлениям деятельности. В рамках объединения налажен эффективный диалог на уровне глав государств, правительств, профильных министров, осуществляется межрегиональное сотрудничество и взаимодействие предприятий и организаций двух стран.
Принятие коллективным Западом санкционных мер против Беларуси и России обусловило систему совместных мероприятий по реагированию на эти вызовы. Прежде всего укрепляется экономическая интеграция, реализуются программы импортозамещения, перестроена логистика экспорта, используются национальные валюты в торговле, усилена координация в области внешней политики, принят ряд мер по укреплению безопасности западных рубежей Союзного государства.
Высокого уровня достигло торгово-экономическое взаимодействие: товарооборот двух стран (с учетом торговли услугами) за последние пять лет вырос в два раза и по итогам 2024 г. приближается к историческому максимуму в 60 млрд. долл. США.Оба государства эффективно развивают сотрудничество в энергетической сфере, основой которого являются индикативные балансы топливно-энергетических ресурсов. Россия является основным зарубежным инвестором Беларуси: в 2024 г. в республику поступило более 4 млрд. долл. российских инвестиций, действует 2,5 тыс. предприятий с российским капиталом.
Внешнеполитические ведомства Беларуси и России координируют свои действия, что способствует укреплению позиций двух стран на международной арене. Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 гг. предусматривает в том числе реализацию общих подходов относительно трансформации международной системы и архитектуры глобальной безопасности, выступление с единых позиций в ООН и других международных организациях, активное взаимодействие в интеграционных объединениях, развитие сотрудничества с дружественными странами, противодействие односторонним мерам Запада.
В Союзном государстве сформировано общее информационное пространство, действуют принципы единого миграционного пространства. Большое внимание придается сохранению исторической памяти, укреплению общих ценностей, реализации молодежной политики.
Одной из целей Союзного государства с момента создания были определены проведение согласованной политики в области обороны, обеспечение безопасности Союзного государства, укрепление мира. В рамках Союзного государства оборонная составляющая является одним из важных факторов укрепления безопасности и Беларуси, и России. Взаимодействие двух стран в области обороны приобрело в первой половине 2020-х гг. новое качество. Россия и Беларусь совместно договорились реагировать по возрастающие факторы военной опасности, о комплексе совместных действий по обеспечению безопасности двух государств, в первую очередь об укреплении и модернизации оборонных потенциалов, единой региональной группировки войск, единой системы ПВО, повышении уровня координации работы военных ведомств.
Новый импульс интеграции придали решения Высшего Государственного Совета Союзного государства 6 декабря 2024 г., в ходе которого подписаны: межгосударственный договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства; Концепция безопасности Союзного государства; межгосударственный договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства; приняты решения о создании комфортных тарифов для пользования услугами связи и передачи данных на территории СГ (отмене роуминга), установлении единых правил защиты прав потребителей в Союзном государстве, утверждении мер по противодействию незаконному импорту товаров на территорию СГ. Все эти меры содействуют социально-экономическому, политическому, культурному развитию Союзного государства.
Актуальными задачами дальнейшего развития Союзного государства являются: дальнейшая экономическая интеграция в направлении создания экономического союза, завершение создания институтов СГ, предусмотренных Договором 1999 г., формирование международной правосубъектности объединения, реализация принципа равных прав граждан и становление института союзного гражданства, создание символики.
В целом интеграционная политика Беларуси и России на современном этапе направлена на укрепление единства в структурах интеграции, согласование общих подходов относительно трансформации системы международных отношений, недопустимость односторонних ограничительных мер, формирование региональных экономических, финансовых, логистических кластеров, реализацию потенциала интеграционных структур и их сопряжение с другими региональными организациями.
Русакович Андрей, профессор, председатель Экспертного Совета Центра Евразийских коммуникаций
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.
Интенсивное взаимодействие Беларуси и России началось сразу же после распада СССР как в формате Содружества Независимых Государств, так и на двустороннем уровне. После избрания в Беларуси в 1994 г. Президента А. Лукашенко оба государства приступили к формированию межгосударственной интеграции: в январе 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе, в апреле 1996 г. – Договор о создании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. – Договор о Союзе Беларуси и России, другие документы.
Союзное государство в настоящее время рассматривается Беларусью в качестве важнейшего приоритета внешней политики. Это уникальный интеграционный проект, который привел к формированию между Беларусью и Россией отношений стратегического союзничества. Союзное государство представляет собой своего рода «лабораторию интеграции» для других интеграционных образований постсоветского пространства и реализуется в контексте сопряжения с другими проектами интеграции на постсоветском пространстве – Содружеством Независимых Государств, Евразийским экономическим союзом, Организацией Договора о коллективной безопасности. Значение Союзного государства в общей системе интеграционных объединений на постсоветском пространстве определяется более продвинутым уровнем интеграции, которая охватывает экономическую, политическую, оборонную, гуманитарную сферы, осуществление согласованной внешней политики двух государств.
Беларусь и Россия в первой половине 2020-х гг. активизировали интеграцию в формате Союзного государства по всем направлениям деятельности. В рамках объединения налажен эффективный диалог на уровне глав государств, правительств, профильных министров, осуществляется межрегиональное сотрудничество и взаимодействие предприятий и организаций двух стран.
Принятие коллективным Западом санкционных мер против Беларуси и России обусловило систему совместных мероприятий по реагированию на эти вызовы. Прежде всего укрепляется экономическая интеграция, реализуются программы импортозамещения, перестроена логистика экспорта, используются национальные валюты в торговле, усилена координация в области внешней политики, принят ряд мер по укреплению безопасности западных рубежей Союзного государства.
Высокого уровня достигло торгово-экономическое взаимодействие: товарооборот двух стран (с учетом торговли услугами) за последние пять лет вырос в два раза и по итогам 2024 г. приближается к историческому максимуму в 60 млрд. долл. США.Оба государства эффективно развивают сотрудничество в энергетической сфере, основой которого являются индикативные балансы топливно-энергетических ресурсов. Россия является основным зарубежным инвестором Беларуси: в 2024 г. в республику поступило более 4 млрд. долл. российских инвестиций, действует 2,5 тыс. предприятий с российским капиталом.
Внешнеполитические ведомства Беларуси и России координируют свои действия, что способствует укреплению позиций двух стран на международной арене. Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 гг. предусматривает в том числе реализацию общих подходов относительно трансформации международной системы и архитектуры глобальной безопасности, выступление с единых позиций в ООН и других международных организациях, активное взаимодействие в интеграционных объединениях, развитие сотрудничества с дружественными странами, противодействие односторонним мерам Запада.
В Союзном государстве сформировано общее информационное пространство, действуют принципы единого миграционного пространства. Большое внимание придается сохранению исторической памяти, укреплению общих ценностей, реализации молодежной политики.
Одной из целей Союзного государства с момента создания были определены проведение согласованной политики в области обороны, обеспечение безопасности Союзного государства, укрепление мира. В рамках Союзного государства оборонная составляющая является одним из важных факторов укрепления безопасности и Беларуси, и России. Взаимодействие двух стран в области обороны приобрело в первой половине 2020-х гг. новое качество. Россия и Беларусь совместно договорились реагировать по возрастающие факторы военной опасности, о комплексе совместных действий по обеспечению безопасности двух государств, в первую очередь об укреплении и модернизации оборонных потенциалов, единой региональной группировки войск, единой системы ПВО, повышении уровня координации работы военных ведомств.
Новый импульс интеграции придали решения Высшего Государственного Совета Союзного государства 6 декабря 2024 г., в ходе которого подписаны: межгосударственный договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства; Концепция безопасности Союзного государства; межгосударственный договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства; приняты решения о создании комфортных тарифов для пользования услугами связи и передачи данных на территории СГ (отмене роуминга), установлении единых правил защиты прав потребителей в Союзном государстве, утверждении мер по противодействию незаконному импорту товаров на территорию СГ. Все эти меры содействуют социально-экономическому, политическому, культурному развитию Союзного государства.
Актуальными задачами дальнейшего развития Союзного государства являются: дальнейшая экономическая интеграция в направлении создания экономического союза, завершение создания институтов СГ, предусмотренных Договором 1999 г., формирование международной правосубъектности объединения, реализация принципа равных прав граждан и становление института союзного гражданства, создание символики.
В целом интеграционная политика Беларуси и России на современном этапе направлена на укрепление единства в структурах интеграции, согласование общих подходов относительно трансформации системы международных отношений, недопустимость односторонних ограничительных мер, формирование региональных экономических, финансовых, логистических кластеров, реализацию потенциала интеграционных структур и их сопряжение с другими региональными организациями.
Русакович Андрей, профессор, председатель Экспертного Совета Центра Евразийских коммуникаций
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.