Александр Носович, Согласованная внешняя политика Союзного государства: взаимовыгодная необходимость или риторика?:

Тема, которая, сегодня обсуждается – очень нужная тема, необходимо обсуждать, рефлексировать в экспертном сообществе те вопросы, которые подняты в сегодняшней программе. Моё выступление обозначено как «Согласованная внешняя политика Союзного государства: взаимовыгодная необходимость или риторика?». Должен сказать, что я не в первый раз уже выступаю на подобных мероприятиях на данную тему и должен с оптимизмом заметить, что за эти годы ответ на этот вопрос у меня изменился. Когда я выступал на эту тему в 2020 году, в 2017 году, я бы на этот вопрос ответил так, что общая внешняя политика, синхронизированная внешняя политика, это не то чтобы риторика, это декларация намерений и благие пожелания для Минска и Москвы о том, как устраивать не то чтобы даже свою внешнюю политику, но политику взаимодействия между собой, между двумя участниками Союзного государства. С тех пор многое изменилось в позитивном для Союза России и Беларуси ключе. Здесь мы, в самом деле, за эти годы перешли на синхронизированные внешние политики, причем на всех направлениях.
В зависимости от наших отношений с международными партнерами у нас выстраивается общая внешняя политика: либо политика сдерживания противодействия, если мы говорим о западном направлении, либо международного сотрудничества и интеграции, если мы говорим о об Азии, о странах Глобального Юга. И здесь роль и значение Беларуси за последние годы поменялось принципиально. И точкой фиксации новой реальности для Беларуси и для Союзного государства стал саммит БРИКС в Казани прошлой осенью, который в полной мере выявил новую роль России в мировой политике и новую роль Беларуси в мировой политике. И что касается роли Беларуси, то это активный актор, активный участник строительства нового мира, формирующий свою ресурсную базу и усиливающий свои позиции именно в качестве участника Союзного государства, в качестве стратегического союзника России, самого важного и полноценного союзника. Это новое состояние, оно дает Беларуси гораздо больше, чем давало ее международное положение в прошлом десятилетии, когда Беларусь якобы на словах признавали как равноценного партнера страны Запада, европейские страны, Соединенные Штаты Америки, но которые тем не менее пытались де-факто устраивать отношения с Минском на правах «старших» товарищей, которые указывают белорусским партнерам, от чего зависит хорошее отношение между ними и Республикой Беларусь, которые оставляют за собой право вмешиваться во внутренние дела Беларуси и вмешиваться в дела Союзного государства, указывая, каким оно должно быть, а точнее, что оно не должно быть и что Беларуси нужно выбирать между ними и Россией, если она хочет хороших отношений с Западом. Завершилась эта политика в августе 2020 года, после некоторого периода турбулентности, и началось выстраивание принципиально новой внешней политики Беларуси, в результате которой республика сейчас находится на куда более значимых международных позициях в мировых делах, чем была в период с 2010/2014 по 2020 год. И проявляется это в том числе в ее отношениях с западными странами, потому что с прошлого года отмечается тенденция того, что западные страны снова начинают воспринимать официальный Минск как субъект международных отношений, как возможного контрагента для взаимодействия, но на этот раз он имеет для них принципиально иную ценность, чем это было лет десять тому назад. Сейчас, судя по тем контактам, которые пытаются заново выстраивать европейские и американские агенты на белорусском направлении, Беларусь и белорусский лидер ценны для них прежде всего как выход на Москву, на Кремль, лично на Владимира Путина, если мы говорим об Александре Лукашенко. Запад возвращается к диалогу с Минском, исходя из задач как-то наладить контакт с Россией, без которой, как показали три года попыток ее международной изоляции, они обойтись не могут и международные проблемы решать тоже не могут. Это принципиально новое состояние для белорусской внешней политики, для ее отношений с западным миром.
Что касается «мирового большинства», как сейчас говорят российские международники, то есть незападных стран, которые сейчас находятся на подъеме, то Беларусь, как участник Союзного государства, идет в авангарде выстраивания с ними новой архитектуры международных отношений, новой системы интеграционных объединений, новой системы институтов взаимодействия, действующих параллельно старым с участием западных стран и тем более параллельно тем институтам, которые выстраивались Западом во главе с Соединенными Штатами как институты своей иерархии, глобализировавшейся в мире. Сейчас происходит выстраивание принципиально иных институтов, основанных не на иерархии, а на горизонтальных отношениях и на признании суверенитета и уникальности каждой страны и участниц международных отношений. Это БРИКС, это ШОС, это на макрорегиональном уровне Евразийский экономический союз и так далее. Беларусь является активной участницей всех этих международных институтов и международных процессов, и Союзное государство, оставаясь уникальным и невоспроизводимым, не тиражируемым интеграционным форматом, который невозможно воспроизвести и повторить, встраивается в эту новую формирующуюся систему международных отношений, не завязанную на западное доминирование в мировых делах, и становится его органическим компонентом. Ключевое слово, которое я здесь произнес, это суверенитет. Как показывают новейшие события, в том числе внутри западного блока, особенно после возвращения в Белый дом Трампа, суверенитет для всех участников международных отношений становится важнейшей ценностью, а зависимость от кого-либо становится ключевой угрозой. И здесь опыт Беларуси, которая благодаря союзу с Россией, благодаря Союзному государству не растратила, а сохранила свой суверенитет, оставаясь, будучи связанной союзными отношениями с несопоставимо большей по размерам ресурсам и возможностям страной, самостоятельным игроком в международных делах, независимым участником международных отношений, может послужить примером для очень многих государств и в том числе для европейских, для тех государств, которые сейчас в силу своего отказа от суверенитета, его делегирования наднациональным органам, более мощным и значимым союзникам и в первую очередь Соединенным Штатам Америки, которым они делегировали свою безопасность. Беларусь для ряда европейских политиков нового поколения может оказаться модельной страной, как и ее опыт, ее внешнеполитическая модель, потому что в лице Беларуси мы имеем дело с малой страной Восточной Европы, которая не обладая значимыми ресурсами, не обладая выходом к морю, будучи просто постсоветской республикой, независимость которой имеет чуть более тридцати лет истории, за эти тридцать с лишним лет состоялась как суверенная самостоятельная страна, которая в своем регионе наиболее субъектно наиболее защищена и наиболее стабильна во всех отношениях, в первую очередь в отношениях безопасности. Опыт Беларуси и результаты, к которым на данный момент пришла республика, могут быть образцовыми для других стран региона. Если мы будем рассматривать Беларусь в шестерке стран, участвующих в программах Восточного партнерства, как их определил Европейский Союз в 2009 году из числа бывших советских республик, то Республика Беларусь на сегодняшний день – это единственная страна, в которой нет вопроса о ее границах, нет вопроса о территориальной целостности, нет опыта раскола и гражданской войны, нет военного конфликта с соседними странами. При этом это страна, которая первой приостановила участие в Восточном партнерстве и все другие подобные форматы взаимодействия с Евросоюзом и с другими западными институтами, которые основаны на принципе «прочь от России». Потому что именно этот принцип в конце концов, не решив ни одного территориального конфликта на постсоветском пространстве для стран, которые участвовали в европейских форматах, будь то Карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, он еще добавил украинскую катастрофу.
Республика Беларусь здесь со временем может стать моделью и для нашей общей южной соседке, Украине, потому что рано или поздно украинское общество придет к необходимости реальной серьезной рефлексии о причинах той катастрофы, которая разразилась с украинской государственностью и которая приводит сейчас к руинам и грозит окончательным разрушением этой страны. И тут опыт Беларуси, которая точно также возникла как некая субъектность с появлением Советского Союза, как Белорусская Советская Социалистическая Республика, а потом в результате распада Советского Союза в 1991 году обрела самостоятельность, точно также является одной из трех восточноевропейских бывших советских республик, и, пройдя принципиально иной путь, чем Украина, имеет на данный момент принципиально иные результаты, которые видит каждый и не может оспаривать. Разница в итогах, она просто медицинский факт, которого никто не может опровергнуть.
В завершении нужно сказать собственно о российско-белорусских отношениях в составе Союзного государства и подчеркнуть тот факт, что этот интеграционный формат очень выгоден и нужен обеим нашим странам. Собственно, все мое выступление было посвящено тому, как он оказался полезен и выгоден для Беларуси в ее внешней политике. Но справедливости ради нужно закончить свое выступление словами о том, что Союзное государство важно и нужно и для Российской Федерации в контексте ее национальных интересов, в контексте выстраивания ее системы военной безопасности, экономической и всей прочей безопасности. И в контексте ее стратегических планов на будущее отношения с европейскими партнерами, которые в будущем так или иначе придется выстраивать. Здесь Беларусь как страна-модель, которая может быть использована этими европейскими партнерами, как страна, повод для рефлексии, будет Российской Федерацией очень полезна. Республика Беларусь, она выполняет ключевую роль для России, как в обеспечении безопасности Калининградской области, разумеется, так и в обеспечении безопасности собственного центральной России и доступа Москве.
Очень важно, что в последние годы произошло сопряжение внешней политики двух наших стран в гуманитарной сфере. Это то, чего в прошлом критически недоставало. Сейчас Россия и Беларусь как страны, в которых русский язык является государственным, совместно противостоят дискриминации русского языка и его носителей в других бывших советских республиках, в первую очередь в странах Балтии. На этом направлении еще нужно работать дальше и доводить эту работу в языковой политике до тех высот, в которых она была доведена в области политики исторической памяти. Потому что тут мы с 2021 года на самом деле добились прорыва и есть полная синхронизация и объединение усилий России и Беларуси в вопросах отстаивания своей исторической правды, борьбы с фальсификацией истории, попытками реабилитации нацизма в Восточной Европе. И, к сожалению, уже не только в Восточной Европе, но и в Германии, и далее на Западе Европы те же тенденции проявляются. И важно, что Минск и Москва вместе обращают на это внимание и вместе этим тенденциям противостоят. Это гуманитарное измерение нашей внешней политики, оно очень важно.
Для меня лично очень важно, что Беларусь активно приходит и инвестирует в Калининградскую область, несмотря на то, что географически она отделена от Калининграда территорией Литвы, тем не менее на региональном уровне отношения Калининграда с белорусскими регионами активно развиваются. Для меня очень важен и приход белорусов как бизнеса, так и представителей государства в регионы Донбасса и та помощь, которую белорусы, в том числе просто как частные лица оказывают людям пострадавшим от боевых действий за все долгие годы вооруженного конфликта на востоке Украины. Здесь я тоже надеюсь на продолжение и сопряжение политики Минска и Москвы в этих гуманитарных вопросах.
В зависимости от наших отношений с международными партнерами у нас выстраивается общая внешняя политика: либо политика сдерживания противодействия, если мы говорим о западном направлении, либо международного сотрудничества и интеграции, если мы говорим о об Азии, о странах Глобального Юга. И здесь роль и значение Беларуси за последние годы поменялось принципиально. И точкой фиксации новой реальности для Беларуси и для Союзного государства стал саммит БРИКС в Казани прошлой осенью, который в полной мере выявил новую роль России в мировой политике и новую роль Беларуси в мировой политике. И что касается роли Беларуси, то это активный актор, активный участник строительства нового мира, формирующий свою ресурсную базу и усиливающий свои позиции именно в качестве участника Союзного государства, в качестве стратегического союзника России, самого важного и полноценного союзника. Это новое состояние, оно дает Беларуси гораздо больше, чем давало ее международное положение в прошлом десятилетии, когда Беларусь якобы на словах признавали как равноценного партнера страны Запада, европейские страны, Соединенные Штаты Америки, но которые тем не менее пытались де-факто устраивать отношения с Минском на правах «старших» товарищей, которые указывают белорусским партнерам, от чего зависит хорошее отношение между ними и Республикой Беларусь, которые оставляют за собой право вмешиваться во внутренние дела Беларуси и вмешиваться в дела Союзного государства, указывая, каким оно должно быть, а точнее, что оно не должно быть и что Беларуси нужно выбирать между ними и Россией, если она хочет хороших отношений с Западом. Завершилась эта политика в августе 2020 года, после некоторого периода турбулентности, и началось выстраивание принципиально новой внешней политики Беларуси, в результате которой республика сейчас находится на куда более значимых международных позициях в мировых делах, чем была в период с 2010/2014 по 2020 год. И проявляется это в том числе в ее отношениях с западными странами, потому что с прошлого года отмечается тенденция того, что западные страны снова начинают воспринимать официальный Минск как субъект международных отношений, как возможного контрагента для взаимодействия, но на этот раз он имеет для них принципиально иную ценность, чем это было лет десять тому назад. Сейчас, судя по тем контактам, которые пытаются заново выстраивать европейские и американские агенты на белорусском направлении, Беларусь и белорусский лидер ценны для них прежде всего как выход на Москву, на Кремль, лично на Владимира Путина, если мы говорим об Александре Лукашенко. Запад возвращается к диалогу с Минском, исходя из задач как-то наладить контакт с Россией, без которой, как показали три года попыток ее международной изоляции, они обойтись не могут и международные проблемы решать тоже не могут. Это принципиально новое состояние для белорусской внешней политики, для ее отношений с западным миром.
Что касается «мирового большинства», как сейчас говорят российские международники, то есть незападных стран, которые сейчас находятся на подъеме, то Беларусь, как участник Союзного государства, идет в авангарде выстраивания с ними новой архитектуры международных отношений, новой системы интеграционных объединений, новой системы институтов взаимодействия, действующих параллельно старым с участием западных стран и тем более параллельно тем институтам, которые выстраивались Западом во главе с Соединенными Штатами как институты своей иерархии, глобализировавшейся в мире. Сейчас происходит выстраивание принципиально иных институтов, основанных не на иерархии, а на горизонтальных отношениях и на признании суверенитета и уникальности каждой страны и участниц международных отношений. Это БРИКС, это ШОС, это на макрорегиональном уровне Евразийский экономический союз и так далее. Беларусь является активной участницей всех этих международных институтов и международных процессов, и Союзное государство, оставаясь уникальным и невоспроизводимым, не тиражируемым интеграционным форматом, который невозможно воспроизвести и повторить, встраивается в эту новую формирующуюся систему международных отношений, не завязанную на западное доминирование в мировых делах, и становится его органическим компонентом. Ключевое слово, которое я здесь произнес, это суверенитет. Как показывают новейшие события, в том числе внутри западного блока, особенно после возвращения в Белый дом Трампа, суверенитет для всех участников международных отношений становится важнейшей ценностью, а зависимость от кого-либо становится ключевой угрозой. И здесь опыт Беларуси, которая благодаря союзу с Россией, благодаря Союзному государству не растратила, а сохранила свой суверенитет, оставаясь, будучи связанной союзными отношениями с несопоставимо большей по размерам ресурсам и возможностям страной, самостоятельным игроком в международных делах, независимым участником международных отношений, может послужить примером для очень многих государств и в том числе для европейских, для тех государств, которые сейчас в силу своего отказа от суверенитета, его делегирования наднациональным органам, более мощным и значимым союзникам и в первую очередь Соединенным Штатам Америки, которым они делегировали свою безопасность. Беларусь для ряда европейских политиков нового поколения может оказаться модельной страной, как и ее опыт, ее внешнеполитическая модель, потому что в лице Беларуси мы имеем дело с малой страной Восточной Европы, которая не обладая значимыми ресурсами, не обладая выходом к морю, будучи просто постсоветской республикой, независимость которой имеет чуть более тридцати лет истории, за эти тридцать с лишним лет состоялась как суверенная самостоятельная страна, которая в своем регионе наиболее субъектно наиболее защищена и наиболее стабильна во всех отношениях, в первую очередь в отношениях безопасности. Опыт Беларуси и результаты, к которым на данный момент пришла республика, могут быть образцовыми для других стран региона. Если мы будем рассматривать Беларусь в шестерке стран, участвующих в программах Восточного партнерства, как их определил Европейский Союз в 2009 году из числа бывших советских республик, то Республика Беларусь на сегодняшний день – это единственная страна, в которой нет вопроса о ее границах, нет вопроса о территориальной целостности, нет опыта раскола и гражданской войны, нет военного конфликта с соседними странами. При этом это страна, которая первой приостановила участие в Восточном партнерстве и все другие подобные форматы взаимодействия с Евросоюзом и с другими западными институтами, которые основаны на принципе «прочь от России». Потому что именно этот принцип в конце концов, не решив ни одного территориального конфликта на постсоветском пространстве для стран, которые участвовали в европейских форматах, будь то Карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, он еще добавил украинскую катастрофу.
Республика Беларусь здесь со временем может стать моделью и для нашей общей южной соседке, Украине, потому что рано или поздно украинское общество придет к необходимости реальной серьезной рефлексии о причинах той катастрофы, которая разразилась с украинской государственностью и которая приводит сейчас к руинам и грозит окончательным разрушением этой страны. И тут опыт Беларуси, которая точно также возникла как некая субъектность с появлением Советского Союза, как Белорусская Советская Социалистическая Республика, а потом в результате распада Советского Союза в 1991 году обрела самостоятельность, точно также является одной из трех восточноевропейских бывших советских республик, и, пройдя принципиально иной путь, чем Украина, имеет на данный момент принципиально иные результаты, которые видит каждый и не может оспаривать. Разница в итогах, она просто медицинский факт, которого никто не может опровергнуть.
В завершении нужно сказать собственно о российско-белорусских отношениях в составе Союзного государства и подчеркнуть тот факт, что этот интеграционный формат очень выгоден и нужен обеим нашим странам. Собственно, все мое выступление было посвящено тому, как он оказался полезен и выгоден для Беларуси в ее внешней политике. Но справедливости ради нужно закончить свое выступление словами о том, что Союзное государство важно и нужно и для Российской Федерации в контексте ее национальных интересов, в контексте выстраивания ее системы военной безопасности, экономической и всей прочей безопасности. И в контексте ее стратегических планов на будущее отношения с европейскими партнерами, которые в будущем так или иначе придется выстраивать. Здесь Беларусь как страна-модель, которая может быть использована этими европейскими партнерами, как страна, повод для рефлексии, будет Российской Федерацией очень полезна. Республика Беларусь, она выполняет ключевую роль для России, как в обеспечении безопасности Калининградской области, разумеется, так и в обеспечении безопасности собственного центральной России и доступа Москве.
Очень важно, что в последние годы произошло сопряжение внешней политики двух наших стран в гуманитарной сфере. Это то, чего в прошлом критически недоставало. Сейчас Россия и Беларусь как страны, в которых русский язык является государственным, совместно противостоят дискриминации русского языка и его носителей в других бывших советских республиках, в первую очередь в странах Балтии. На этом направлении еще нужно работать дальше и доводить эту работу в языковой политике до тех высот, в которых она была доведена в области политики исторической памяти. Потому что тут мы с 2021 года на самом деле добились прорыва и есть полная синхронизация и объединение усилий России и Беларуси в вопросах отстаивания своей исторической правды, борьбы с фальсификацией истории, попытками реабилитации нацизма в Восточной Европе. И, к сожалению, уже не только в Восточной Европе, но и в Германии, и далее на Западе Европы те же тенденции проявляются. И важно, что Минск и Москва вместе обращают на это внимание и вместе этим тенденциям противостоят. Это гуманитарное измерение нашей внешней политики, оно очень важно.
Для меня лично очень важно, что Беларусь активно приходит и инвестирует в Калининградскую область, несмотря на то, что географически она отделена от Калининграда территорией Литвы, тем не менее на региональном уровне отношения Калининграда с белорусскими регионами активно развиваются. Для меня очень важен и приход белорусов как бизнеса, так и представителей государства в регионы Донбасса и та помощь, которую белорусы, в том числе просто как частные лица оказывают людям пострадавшим от боевых действий за все долгие годы вооруженного конфликта на востоке Украины. Здесь я тоже надеюсь на продолжение и сопряжение политики Минска и Москвы в этих гуманитарных вопросах.

Петр Фролов: Говоря о международных отношениях, позвольте мне высказать свои мысли о правосубъектности. Эта тема будущего, которая периодически поднимается, но окончательно пока еще не проросла. В этом году мы выступили с двумя совместными заявлениями от Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь по атомной безопасности в Женеве. Это первые ростки, которые нас характеризуют как единое целое. Не просто Беларусь поддерживает российские инициативы или Россия белорусские, два государства выступают с совместными заявлениями. Искусственный интеллект является темой, требующей особого внимания. В Белграде открылось новое подразделение Яндекса, нашей транснациональной компании, которая также активно работает в Беларуси. Беларусь считается одним из самых успешных и прибыльных проектов для Яндекса. В настоящее время компания проводит испытания беспилотных такси, что является следующим шагом в развитии технологий и вызывает большой интерес. Двадцатого ноября на заседании совместных коллегий Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Республики Беларусь было утверждено «Совместное видение Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке». В настоящее время мы занимаемся международным продвижением этого документа и хотим понять, как оценивают его перспективу в других государствах.
Роман Баранов, Электоральная геополитика как маркер реализации интеграционных процессов: В продолжение темы предыдущего выступающего не могу не прокомментировать состоявшиеся в Беларуси президентские выборы. Выборы Президента Беларуси – это событие, безусловно, важное не только для граждан Беларуси. Это событие, за которым пристально следят на пространстве всего СНГ, потому что от их исхода зависит динамика развития интеграции в ее политическом аспекте. Попытки вмешательства в ходе прошлой электоральной кампании ставили основной целью разорвать связи с Россией и ликвидировать формат Союзного государства. Для противостояния Беларусь обратила внимание на незадействованный потенциал Союзного государства. Сегодня страны успешно взаимодействуют по вопросам организации электоральных кампаний. Так, белорусские и российские эксперты совместными усилиями разработали концепцию «электоральной безопасности», а регулярные встречи для обмена опытом по линии Центризбиркомов дополняются сотрудничеством на уровне соответствующих органов Союзного государства и СНГ. Данное сотрудничество обеспечивает повышение прозрачности избирательных процессов, укрепление электоральной безопасности и препятствует внешнему вмешательству. Кроме этого, в Беларуси появился Молодежный совет при ЦИК, члены которого принимают участие в тематических тренингах на площадке аналогичных российских организаций и МПА СНГ, тем самым формируя ответственный подход к избирательным правам и обязанностям.
Более того, неделю назад Президент Беларуси подписал Указ, которым одобрил в качестве основы для переговоров проект протокола о предоставлении гражданам Беларуси права голосовать на выборах в РФ. Примечательно, что граждане России могут не только голосовать, но и избираться в местные органы власти в Беларуси.
Важно также кое-что отметить касательно международных наблюдателей и выборов в контексте геополитики. Электоральные процессы действительно сегодня вышли за пределы отдельных государств и все больше приобретают черты международной политической деятельности. Формы т.н. «электоральной геополитики» могут выражаться в деятельности международных мониторинговых групп, которые взаимодействуют с представителями органов власти, экспертного сообщества, общественных и молодежных организаций.
Сегодня сложились электорально-геополитические регионы, границы которых совпадают с пространствами, которые объединены деятельностью международных региональных организаций, чьи подразделения осуществляют мониторинг избирательных процессов в государствах-участниках: БДИПЧ ОБСЕ – Европа, МПА СНГ – евразийский регион, Африканский Союз – Африка. В каждом из этих регионов имеются свои схожие стандарты выборов, принципы и методики. Из опыта работы в Африке приведу простейший пример – граждане в большинстве стран там голосуют отпечатком пальца, что для нас совершенно необычно, но это их дело, это обусловлено традициями данного региона. Или, если заявления миссий от СНГ главное внимание уделяют оценке соответствия национального законодательства и практики его применения международным обязательствам, то заключения БДИПЧ выходят за рамки избирательного процесса и даются в отношении внутриполитической ситуации. Таким образом, необходимость противодействия политизации международных стандартов обусловила углубление взаимодействия внутри региональных организаций на постсоветском пространстве. Как юрист-международник, хотел бы особо обратить внимание, что договорно-правовая база СНГ в сфере демократических выборов является одной из самых детально проработанных и отвечающих современным электоральным вызовам.
Институт международного наблюдения СНГ – результат интеграционного взаимодействия в Евразии, который помогает государствам проводить выборы и устранять возникающие проблемы цивилизованным путем. Объединяя представителей государств-членов СНГ, мониторинговые миссии обеспечивают коммуникацию, поддержание дружеских и деловых связей, а апробированные на евразийском пространстве механизмы международного наблюдения за выборами, научно обоснованные рекомендации в сфере организации выборов, которые базируются на положениях Конвенции о стандартах свободных выборов в странах СНГ, могут послужить серьезным вкладом в укрепление многополярности и суверенитета государств.
Более того, неделю назад Президент Беларуси подписал Указ, которым одобрил в качестве основы для переговоров проект протокола о предоставлении гражданам Беларуси права голосовать на выборах в РФ. Примечательно, что граждане России могут не только голосовать, но и избираться в местные органы власти в Беларуси.
Важно также кое-что отметить касательно международных наблюдателей и выборов в контексте геополитики. Электоральные процессы действительно сегодня вышли за пределы отдельных государств и все больше приобретают черты международной политической деятельности. Формы т.н. «электоральной геополитики» могут выражаться в деятельности международных мониторинговых групп, которые взаимодействуют с представителями органов власти, экспертного сообщества, общественных и молодежных организаций.
Сегодня сложились электорально-геополитические регионы, границы которых совпадают с пространствами, которые объединены деятельностью международных региональных организаций, чьи подразделения осуществляют мониторинг избирательных процессов в государствах-участниках: БДИПЧ ОБСЕ – Европа, МПА СНГ – евразийский регион, Африканский Союз – Африка. В каждом из этих регионов имеются свои схожие стандарты выборов, принципы и методики. Из опыта работы в Африке приведу простейший пример – граждане в большинстве стран там голосуют отпечатком пальца, что для нас совершенно необычно, но это их дело, это обусловлено традициями данного региона. Или, если заявления миссий от СНГ главное внимание уделяют оценке соответствия национального законодательства и практики его применения международным обязательствам, то заключения БДИПЧ выходят за рамки избирательного процесса и даются в отношении внутриполитической ситуации. Таким образом, необходимость противодействия политизации международных стандартов обусловила углубление взаимодействия внутри региональных организаций на постсоветском пространстве. Как юрист-международник, хотел бы особо обратить внимание, что договорно-правовая база СНГ в сфере демократических выборов является одной из самых детально проработанных и отвечающих современным электоральным вызовам.
Институт международного наблюдения СНГ – результат интеграционного взаимодействия в Евразии, который помогает государствам проводить выборы и устранять возникающие проблемы цивилизованным путем. Объединяя представителей государств-членов СНГ, мониторинговые миссии обеспечивают коммуникацию, поддержание дружеских и деловых связей, а апробированные на евразийском пространстве механизмы международного наблюдения за выборами, научно обоснованные рекомендации в сфере организации выборов, которые базируются на положениях Конвенции о стандартах свободных выборов в странах СНГ, могут послужить серьезным вкладом в укрепление многополярности и суверенитета государств.
Артем Соколов, Образ будущего Союзного государства как фактор поддержки интеграционных процессов среди населения:

Тема, которую я должен раскрыть, касается образа будущего Союзного государства. Поскольку я долгое время занимаюсь вопросами немецкой внешней политики, мне представляется целесообразным структурировать своё выступление так, чтобы обратиться к немецкому опыту. Этот опыт может оказаться полезным и поучительным в отношении отдельных аспектов строительства Союзного государства и формирования его видения будущего.
Несмотря на определённые значимые различия, Союзное государство можно сравнить с франко-германским тандемом. Эти форматы являются в известном смысле модельными для более широких интеграционных объединений, в которые входят соответственно Франция и Германия (Евросоюз) и Российская Федерация и Республика Беларусь (СНГ, ШОС, БРИКС).
Наблюдая за кризисным состоянием франко-германских отношений, некоторые авторы отмечают, что они скатываются в формализм, забюрократизированность, что отношения утратили эмоциональную силу прежде всего в представлении молодого поколения. Для решения проблем предлагается провести работу по определению целей развития Евросоюза и франко-германского тандема в частности, но пока ответа на этот вопрос нет.
Главный урок, который из этого можно извлечь, заключается в следующем. Любое интеграционное объединение важно рассматривать не только как проект с началом и завершением, но и как продолжительный процесс. За ним необходимо постоянно наблюдать, ведь именно в рамках этого процесса будут появляться новые вызовы.
Наряду с большими идеями и проектами основой постоянного драйва является инициатива, общественная и на местах. Чем больше реализуется разных форматов на низовом и среднем уровнях, чем больше сфер социальной жизни они охватывают, тем большую общественную поддержку будет получать объединение. Это позволит ему сформировать образ будущего, который необходим для поступательного развития Союзного государства.
Несмотря на определённые значимые различия, Союзное государство можно сравнить с франко-германским тандемом. Эти форматы являются в известном смысле модельными для более широких интеграционных объединений, в которые входят соответственно Франция и Германия (Евросоюз) и Российская Федерация и Республика Беларусь (СНГ, ШОС, БРИКС).
Наблюдая за кризисным состоянием франко-германских отношений, некоторые авторы отмечают, что они скатываются в формализм, забюрократизированность, что отношения утратили эмоциональную силу прежде всего в представлении молодого поколения. Для решения проблем предлагается провести работу по определению целей развития Евросоюза и франко-германского тандема в частности, но пока ответа на этот вопрос нет.
Главный урок, который из этого можно извлечь, заключается в следующем. Любое интеграционное объединение важно рассматривать не только как проект с началом и завершением, но и как продолжительный процесс. За ним необходимо постоянно наблюдать, ведь именно в рамках этого процесса будут появляться новые вызовы.
Наряду с большими идеями и проектами основой постоянного драйва является инициатива, общественная и на местах. Чем больше реализуется разных форматов на низовом и среднем уровнях, чем больше сфер социальной жизни они охватывают, тем большую общественную поддержку будет получать объединение. Это позволит ему сформировать образ будущего, который необходим для поступательного развития Союзного государства.
Данила Доброродний, Разбор дорожной карты сотрудничества в сфере молодежной политики на 2025 – 2027 годы:

В декабре прошлого года Россия и Беларусь подписали дорожную карту по реализации молодежной политики в Союзном государстве на период с 2025 по 2027 г. Важной задачей дорожной карты является более эффективное развитие социальных лифтов для молодежи из Беларуси и России через совместное проведение мероприятий, акций, форумов и проектов. Дорожная карта охватывает более шестидесяти мероприятий, которые разбиты на основные сферы.
Сфера гражданского и патриотического воспитания является приоритетом молодежной политики как в Беларуси, так и в России. Она включает в себя четырнадцать мероприятий, среди которых стоит выделить несколько ключевых. В частности, гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны» пройдет в Беларуси в центре «Зубренок». Также стоит отметить культурно-образовательную патриотическую акцию «Поезд памяти», которая успешно реализуется в Беларуси на протяжении нескольких лет.
Вторая сфера, отмеченная в дорожной карте – это сфера образования и науки, включающая семь мероприятий. Среди них выделяются олимпиада школьников Союзного государства России и Беларуси, форум «Историческая и духовная общность», форум «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» и форум молодых историков Союзного государства, организованный в рамках фестиваля «Молодежь – за Союзное государство». Эти три события, безусловно, сосредоточены на исторической тематике и развитии исторического направления. Это еще раз подчеркивает, насколько важно для нашей страны сохранение исторической памяти. Также хочу отметить слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» и конкурс, где молодые таланты демонстрируют свои научно-технические достижения «Таланты XXI века».
Третья сфера – информационная, включающая семь основных мероприятий. Среди них можно выделить белорусско-российскую смену всероссийского молодежного форума, российско-белорусский форум студенческих СМИ «Индустрия медиа», совместные просветительские мероприятия в рамках деятельности белорусского общества «Знание».
Четвертая сфера – укрепление сотрудничества между общественными молодежными объединениями и их лидерами. Среди основных мероприятий отмечу смену для молодежи Союзного государства в рамках всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов», форум лидеров детских и молодежных организаций Союзного государства.
Пятая сфера – это профессиональное развитие, занятости и трудоустройства молодежи. Отмечено четыре приоритетных мероприятия в дорожной карте: участие студенческих отрядов в трудовых проектах на объектах партнеров, участие студенческих отрядов в тематических слетах и форумах, конкурсах и чемпионатах, республиканский конкурс профессионального мастерства ProfSkills, чемпионат по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс».
Шестая сфера – физическая культура, спорт и туризм. В дорожной карте отмечено пять значимых и масштабных мероприятий: спартакиада Союзного государства для детей и юношества, турслет учащихся Союзного государства, студенческий турслет, организация визитов студентов Российской Федерации и Республики Беларусь в университеты двух стран в рамках программы студенческого туризма, совместные поисковые экспедиции «Вахта памяти».
Седьмая сфера касается творчества, культуры и искусства. Запланировано одиннадцать приоритетных мероприятий: фестиваль Союзного государства «Творчество юных», гастроли молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций», фестиваль конкурсной военно-патриотической песни «Солдатский конверт», кубок КВН для молодежных команд Союзного государства.
Восьмая сфера – добровольчество и волонтерство. Запланировано четыре мероприятия. Одно из них – крупный международный трек «Мы вместе».
Девятая сфера – повышение квалификации в области молодежной политики. Данная сфера ориентирована на специалистов по работе с молодежью.
Основным источником финансирования практически всех мероприятий является бюджет Союзного государства, а также бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь.
Сфера гражданского и патриотического воспитания является приоритетом молодежной политики как в Беларуси, так и в России. Она включает в себя четырнадцать мероприятий, среди которых стоит выделить несколько ключевых. В частности, гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны» пройдет в Беларуси в центре «Зубренок». Также стоит отметить культурно-образовательную патриотическую акцию «Поезд памяти», которая успешно реализуется в Беларуси на протяжении нескольких лет.
Вторая сфера, отмеченная в дорожной карте – это сфера образования и науки, включающая семь мероприятий. Среди них выделяются олимпиада школьников Союзного государства России и Беларуси, форум «Историческая и духовная общность», форум «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» и форум молодых историков Союзного государства, организованный в рамках фестиваля «Молодежь – за Союзное государство». Эти три события, безусловно, сосредоточены на исторической тематике и развитии исторического направления. Это еще раз подчеркивает, насколько важно для нашей страны сохранение исторической памяти. Также хочу отметить слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» и конкурс, где молодые таланты демонстрируют свои научно-технические достижения «Таланты XXI века».
Третья сфера – информационная, включающая семь основных мероприятий. Среди них можно выделить белорусско-российскую смену всероссийского молодежного форума, российско-белорусский форум студенческих СМИ «Индустрия медиа», совместные просветительские мероприятия в рамках деятельности белорусского общества «Знание».
Четвертая сфера – укрепление сотрудничества между общественными молодежными объединениями и их лидерами. Среди основных мероприятий отмечу смену для молодежи Союзного государства в рамках всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов», форум лидеров детских и молодежных организаций Союзного государства.
Пятая сфера – это профессиональное развитие, занятости и трудоустройства молодежи. Отмечено четыре приоритетных мероприятия в дорожной карте: участие студенческих отрядов в трудовых проектах на объектах партнеров, участие студенческих отрядов в тематических слетах и форумах, конкурсах и чемпионатах, республиканский конкурс профессионального мастерства ProfSkills, чемпионат по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс».
Шестая сфера – физическая культура, спорт и туризм. В дорожной карте отмечено пять значимых и масштабных мероприятий: спартакиада Союзного государства для детей и юношества, турслет учащихся Союзного государства, студенческий турслет, организация визитов студентов Российской Федерации и Республики Беларусь в университеты двух стран в рамках программы студенческого туризма, совместные поисковые экспедиции «Вахта памяти».
Седьмая сфера касается творчества, культуры и искусства. Запланировано одиннадцать приоритетных мероприятий: фестиваль Союзного государства «Творчество юных», гастроли молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций», фестиваль конкурсной военно-патриотической песни «Солдатский конверт», кубок КВН для молодежных команд Союзного государства.
Восьмая сфера – добровольчество и волонтерство. Запланировано четыре мероприятия. Одно из них – крупный международный трек «Мы вместе».
Девятая сфера – повышение квалификации в области молодежной политики. Данная сфера ориентирована на специалистов по работе с молодежью.
Основным источником финансирования практически всех мероприятий является бюджет Союзного государства, а также бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь.
Александр Коньков, О новых отраслях сотрудничества с учетом последних договоренностей на высшем уровне:

Мое выступление будет посвящено прошедшему заседанию Высшего Государственного Совета Союзного государства. Лидеры обеих стран обозначили успешность интеграции и ее позитивные эффекты. Формула «две страны – две экономики – одно экономическое пространство», сформулированная Президентом Беларуси Александром Лукашенко, действительно хорошо подводит итог двадцатипятилетия интеграции. Те документы, которые были приняты, отражают совместные усилия по движению вперед. Помимо уже упомянутой Концепции безопасности Союзного государства, было еще принято десять документов. Также планируется принятие важного документа – Стратегии формирования общего информационного пространства Союзного государства. Одним из важнейших решений стало принятие резолюции об отмене роуминга на территории Союзного государства с первого марта текущего года.
Новая Концепция безопасности Союзного государства – это не только про безопасность в узком ее смысле, это и заявка на формирование четкой всеобъемлющей системы долгосрочного стратегического планирования. Концепция в том виде, в котором она сформулирована, должна стать основой для всех совместных программ и проектов. Этот документ определяет, с одной стороны, понятие стратегических интересов, и с другой – приоритетные направления обеспечения безопасности. Данная Концепция базируется на Конституциях обоих государств, Союзном договоре 1999 г., а также на Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Сформулированы девять стратегических приоритетов. Речь идет об обеспечении мирного демократического развития братских народов, увеличении народонаселения Союзного государства, развитии человеческого потенциала, повышении благосостояния и уровня жизни граждан Союзного государства и так далее. На последнем заседании Высшего Госсовета поднимался вопрос о равноправии граждан Союзного государства.
Союзное государство – это уникальная интеграция, пока нигде не тиражируемая, однако в будущем именно на эту модель могут обратить внимание другие страны. Модель Союзного государства представляет собой очень перспективную тему для тех регионов мира, которые хотят сохранить свою самобытность и уникальность, но в то же время теснее взаимодействовать.
Тема экологии приобретет значимость для всего мира лишь тогда, когда будут преодолены конфликты в различных уголках земного шара.
Обсуждая общие духовно-нравственные ценности, стоит упомянуть масштабную дискуссию, которая развернулась в России вокруг списка традиционных российских ценностей. Необходимо определить перечень общих духовно-нравственных ценностей, объединяющих Российскую Федерацию и Республику Беларусь. Этот перечень должен быть конкретным и включать в себя аспекты, которые можно развивать в области духовности и культуры.
Новая Концепция безопасности Союзного государства – это не только про безопасность в узком ее смысле, это и заявка на формирование четкой всеобъемлющей системы долгосрочного стратегического планирования. Концепция в том виде, в котором она сформулирована, должна стать основой для всех совместных программ и проектов. Этот документ определяет, с одной стороны, понятие стратегических интересов, и с другой – приоритетные направления обеспечения безопасности. Данная Концепция базируется на Конституциях обоих государств, Союзном договоре 1999 г., а также на Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Сформулированы девять стратегических приоритетов. Речь идет об обеспечении мирного демократического развития братских народов, увеличении народонаселения Союзного государства, развитии человеческого потенциала, повышении благосостояния и уровня жизни граждан Союзного государства и так далее. На последнем заседании Высшего Госсовета поднимался вопрос о равноправии граждан Союзного государства.
Союзное государство – это уникальная интеграция, пока нигде не тиражируемая, однако в будущем именно на эту модель могут обратить внимание другие страны. Модель Союзного государства представляет собой очень перспективную тему для тех регионов мира, которые хотят сохранить свою самобытность и уникальность, но в то же время теснее взаимодействовать.
Тема экологии приобретет значимость для всего мира лишь тогда, когда будут преодолены конфликты в различных уголках земного шара.
Обсуждая общие духовно-нравственные ценности, стоит упомянуть масштабную дискуссию, которая развернулась в России вокруг списка традиционных российских ценностей. Необходимо определить перечень общих духовно-нравственных ценностей, объединяющих Российскую Федерацию и Республику Беларусь. Этот перечень должен быть конкретным и включать в себя аспекты, которые можно развивать в области духовности и культуры.
Ознакомиться с полной видеозаписью конференции вы можете перейдя по этой ссылке.
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.