Образовательный туризм, охватывающий поездки с целью обучения, становится важным направлением в рамках евразийской интеграции. Его развитие способствует укреплению экономических и культурных связей, повышению качества образования, а также росту экспорта услуг. В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) этот вид туризма активно развивается и становится важным инструментом в формировании общего научно-образовательного пространства. Однако сдерживающими факторами остаются недостаточная координация и различия в образовательных стандартах между государствами-членами ЕАЭС.
Международные рекомендации относят к образовательному туризму поездки с целью получения знаний, навыков и профессиональной подготовки. Это может быть:
• краткосрочные программы в учебных заведениях;
• участие в конференциях, форумах, стажировках, конгрессах;
• курсы повышения квалификации или переподготовки в образовательных учреждениях и организациях.
С развитием цифровизации образовательный туризм переходит в гибридный формат: офлайн-программы дополняются онлайн-элементами, что делает обучение доступнее и удобнее.
По данным Grand View Research, мировой рынок образовательного туризма к 2032 году достигнет $1,155 трлн с ежегодным ростом более 13%, рост в ЕАЭС также прогнозируется стабильный, учитывая соседство стран и общее культурно-языковое пространство. По данным за 2017–2021 годы, экспорт образовательных услуг Беларуси вырос с $59 млн до почти $79 млн. Прогноз на 2026 год – до 5,5% в общем объеме услуг.
Государства-члены ЕАЭС обладают рядом конкурентных преимуществ:
Россия – это уникальное сочетание географического разнообразия и богатого историко-культурного наследия. Страна располагает развитой туристической и образовательной инфраструктурой, безвизовым режимом для граждан ЕАЭС, что делает ее удобным и привлекательным направлением для образовательных поездок.
Казахстан впечатляет современными мегаполисами, развитой транспортной системой и международной открытостью. Богатое культурное наследие, традиции и природные пейзажи создают условия для организации образовательных маршрутов на стыке науки, истории и экологии.
Беларусь – это страна с насыщенными культурными маршрутами, сохранившими аутентичность и многовековую историю. Образовательные и экскурсионные программы здесь легко интегрируются с санаторно-курортным отдыхом и экологическим туризмом.
Армения и Кыргызстан – отсутствие языкового барьера, близость культур и удивительные пейзажи создают идеальные условия для проведения гуманитарных, историко-культурных и этнографических образовательных маршрутов.
В рамках ЕАЭС реализуются уникальные трансграничные образовательные маршруты, сочетающие культурное и учебное погружение:
• «Роза Хутор – Чимбулак – Амирсой» (Россия – Казахстан – Узбекистан) — с посещением учебных заведений.
• «Марий Эл – Беларусь» — тур включает университетские и культурные объекты.
• «Санкт-Петербург – Брест – Минск» — исторические экскурсии + визиты в университеты.
• «Путь Ломоносова» — междисциплинарный проект с участием МГУ им. М.В.Ломоносова.
В Беларуси также реализуются программы «Образовательные маршруты по областям и районам», адаптированные под школьников и студентов.
Существует несколько факторов, которые могут повлиять на объем и качество обучения во время образовательного туризма, такие как:
-разработка программы образовательного туризма, которая должна включать четкие и актуальные цели обучения, мероприятия и оценки, соответствующие желаемым навыкам и результатам;
-содействие программе образовательного туризма, в которой должны участвовать квалифицированные и опытные преподаватели, гиды или наставники, которые могут обеспечить руководство, обратную связь и поддержку участникам на протяжении всего процесса обучения;
-участие в программе образовательного туризма, в которой должны участвовать активные и целеустремленные учащиеся готовые и способные рисковать, исследовать, экспериментировать, размышлять и делиться своим опытом и знаниями с другими;
-контекст программы образовательного туризма, обеспечивающий безопасную, поддерживающую и стимулирующую среду, которая позволяет и поощряет обучение и взаимодействие между участниками и местным сообществом.
Резюмируя, следует отметить, что образовательный туризм – это не просто поездка, а инвестиция в знания, карьеру, контактную базу и культурный обмен. Для государств-членов ЕАЭС он открывает новые возможности: от экономического роста до укрепления образовательного потенциала. Поддержка маршрутов, консорциумов вузов и цифровых решений делает этот сегмент особенно перспективным в ближайшие годы.
Международные рекомендации относят к образовательному туризму поездки с целью получения знаний, навыков и профессиональной подготовки. Это может быть:
• краткосрочные программы в учебных заведениях;
• участие в конференциях, форумах, стажировках, конгрессах;
• курсы повышения квалификации или переподготовки в образовательных учреждениях и организациях.
С развитием цифровизации образовательный туризм переходит в гибридный формат: офлайн-программы дополняются онлайн-элементами, что делает обучение доступнее и удобнее.
По данным Grand View Research, мировой рынок образовательного туризма к 2032 году достигнет $1,155 трлн с ежегодным ростом более 13%, рост в ЕАЭС также прогнозируется стабильный, учитывая соседство стран и общее культурно-языковое пространство. По данным за 2017–2021 годы, экспорт образовательных услуг Беларуси вырос с $59 млн до почти $79 млн. Прогноз на 2026 год – до 5,5% в общем объеме услуг.
Государства-члены ЕАЭС обладают рядом конкурентных преимуществ:
Россия – это уникальное сочетание географического разнообразия и богатого историко-культурного наследия. Страна располагает развитой туристической и образовательной инфраструктурой, безвизовым режимом для граждан ЕАЭС, что делает ее удобным и привлекательным направлением для образовательных поездок.
Казахстан впечатляет современными мегаполисами, развитой транспортной системой и международной открытостью. Богатое культурное наследие, традиции и природные пейзажи создают условия для организации образовательных маршрутов на стыке науки, истории и экологии.
Беларусь – это страна с насыщенными культурными маршрутами, сохранившими аутентичность и многовековую историю. Образовательные и экскурсионные программы здесь легко интегрируются с санаторно-курортным отдыхом и экологическим туризмом.
Армения и Кыргызстан – отсутствие языкового барьера, близость культур и удивительные пейзажи создают идеальные условия для проведения гуманитарных, историко-культурных и этнографических образовательных маршрутов.
В рамках ЕАЭС реализуются уникальные трансграничные образовательные маршруты, сочетающие культурное и учебное погружение:
• «Роза Хутор – Чимбулак – Амирсой» (Россия – Казахстан – Узбекистан) — с посещением учебных заведений.
• «Марий Эл – Беларусь» — тур включает университетские и культурные объекты.
• «Санкт-Петербург – Брест – Минск» — исторические экскурсии + визиты в университеты.
• «Путь Ломоносова» — междисциплинарный проект с участием МГУ им. М.В.Ломоносова.
В Беларуси также реализуются программы «Образовательные маршруты по областям и районам», адаптированные под школьников и студентов.
Существует несколько факторов, которые могут повлиять на объем и качество обучения во время образовательного туризма, такие как:
-разработка программы образовательного туризма, которая должна включать четкие и актуальные цели обучения, мероприятия и оценки, соответствующие желаемым навыкам и результатам;
-содействие программе образовательного туризма, в которой должны участвовать квалифицированные и опытные преподаватели, гиды или наставники, которые могут обеспечить руководство, обратную связь и поддержку участникам на протяжении всего процесса обучения;
-участие в программе образовательного туризма, в которой должны участвовать активные и целеустремленные учащиеся готовые и способные рисковать, исследовать, экспериментировать, размышлять и делиться своим опытом и знаниями с другими;
-контекст программы образовательного туризма, обеспечивающий безопасную, поддерживающую и стимулирующую среду, которая позволяет и поощряет обучение и взаимодействие между участниками и местным сообществом.
Резюмируя, следует отметить, что образовательный туризм – это не просто поездка, а инвестиция в знания, карьеру, контактную базу и культурный обмен. Для государств-членов ЕАЭС он открывает новые возможности: от экономического роста до укрепления образовательного потенциала. Поддержка маршрутов, консорциумов вузов и цифровых решений делает этот сегмент особенно перспективным в ближайшие годы.