Новости

Центр провел международный круглый стол на тему: «Структура экономических отношений Беларуси и России в санкционный период»

30 сентября 2024 г. на площадке информагентства "Sputnik Беларусь" состоялась конференция на тему «Структура экономических отношений Беларуси и России в санкционный период». Ниже приведена полная стенограмма дискуссии.
Соболевский А.М., ИА «Sputnik Беларусь»:

Добрый день, дамы и господа. Сегодня в мультимедийном пресс-центре «Спутник Беларусь» мы проводим круглый стол на тему «Структура экономических отношений Беларуси и России в современных условиях». Представляю уважаемых участников. Дмитрий Анатольевич Белик, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Роман Михайлович Баранов, директор Центра евразийских коммуникаций. Андрей Владимирович Русакович, профессор кафедры евразийских исследований факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Наталья Вячеславовна Юрова, заведующий кафедрой международных экономических отношений факультета международных отношений БГУ. Евгений Анатольевич Харук, аналитик Белорусского института стратегических исследований. Александр Евгеньевич Козлов, экономический аналитик, кандидат экономических наук. Ирина Николаевна Жук, заведующая отделом интеграционных отношений в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. Также сегодня с нами в режиме онлайн: Иван Николаевич Тимофеев, генеральный директор Российского Совета по международным делам; Елена Михайловна Кузьмина, заведующая сектором Белоруссии, Молдовы и Украины Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук; Евгения Викторовна Войко, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

Приветственное слово директора Центра евразийских коммуникаций Романа Баранова:

Уважаемые коллеги, позвольте на правах организатора приветствовать всех сегодня собравшихся. Встречаемся мы сегодня здесь в студии ИА «Спутник», чтобы обсудить одну из самых актуальных тем для России и Беларуси, которая находится на стыке экономики и политики. Особенно приятно отметить, что сегодня экспертный пул спикеров собрался из числа очень высокопрофессиональных людей. Особо благодарен нашим российским коллегам, которые нашли возможность выйти на связь сегодня. Кроме этого, хотел бы также обратить внимание, что в конференц-зале присутствуют студенты ведущих вузов нашей белорусской столицы.

Несколько слов о деятельности Центра евразийских коммуникаций. Учреждение было создано в июне этого года, основной задачей его является формирование объективного образа Союзного государства, позитивного отношения к евразийской интеграции в целом. Задачей учреждения, кроме этого, является организация конференций, презентаций, деловых встреч, а также культурных, образовательных и управленческих программ. Центр взаимодействует с профильными государственными органами Беларуси и России, региональными международными организациями, научно-исследовательскими структурами, академическими сообществами стран СНГ. Особое внимание наш центр уделяет взаимодействию и продвижению молодежных инициатив, которые соответствуют современным технологиям. Также мы стараемся продвигать наши проекты в средствах массовой информации, а также на собственных онлайн-платформах. И в этой связи полагаю, что наша сегодняшняя встреча благодаря нашим партнерам, агентству «Спутник», не останется незамеченной в информационном пространстве двух государств.

Приветственное слово депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Дмитрия Белика:

Добрый день, я несколько слов скажу об экономических отношениях России и Беларуси. В 2022 году одной из целей Запада было введение санкций для того, чтобы обрушить экономическую и политическую стабильность в России и Беларуси. Грамотно выстроенные шаги в экономической сфере обоих стран привели к тому, что этот сложный период был преодолен и сохранился экономический суверенитет Союзного государства.

Зависимость от западных финансовых инструментов была одним из факторов уязвимости, который Запад пытался использовать в гибридном противостоянии с Российской Федерацией и Беларусью. Так, Европейский союз был вторым торговым партнером по товарообороту для Беларуси. Сегодня этого нет, поскольку те санкции, которые ввели страны ЕС, не позволяют правильно (прежде всего для стран ЕС) выстраивать экономически выгодное сотрудничество.

У России и Беларуси есть своя стратегия, и сегодня она заключается в переориентации экспорта, наращивании поставок на рынки дружественных стран с углублением экономической кооперации в рамках Союзного государства. В России и Беларуси действует 28 интеграционных программ, которые были приняты в 2021 году, эти программы утвердил Высший государственный совет Союзного государства, провели его президенты двух стран, Владимир Путин и Александр Лукашенко. Программы эти, прежде всего, направлены на унификацию законодательства двух стран в разных областях экономики, выравнивание условий для бизнеса, построение единых финансовых и энергетических рынков и транспортного пространства. Цитату нашего президента приведу, он говорил об этом в 2023 году: «В условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры, отказа ряда западных стран от сотрудничества и закрытия рынков недружественных государств, российские и белорусские регионы интенсивно развивают встречную торговлю, и это помогает сохранять производство, переориентироваться на поставки потребителям двух наших стран. Более чем на 70 миллиардов вырос экспорт в Россию из Белоруссии за счет машин, оборудования, продовольствия, химической, текстильной и иной продукции, которая ранее поставлялась преимущественно на Запад».

Зарубежные санкции не добились обрушения экономики союзного государства. Конечно, они оказали определенное негативное влияние, закрытие границ, прекращение импортно-экспортных отношений привело к приостановке работы ряда предприятий, уходу с российского рынка ряда зарубежных компаний, определённому товарному дефициту. Тем не менее, сегодня этот сложный период преодолен, страны ЕС сами лишились возможности повысить долю поставок и в Россию, и в Белоруссию, разрыв торговых связей с Европой послужил толчком для возрождения и развития отечественного производства и взаимной торговли в Союзном государстве.

Комментарий профессора кафедры евразийских исследований ФМО БГУ Андрея Русаковича

Уважаемые коллеги, позвольте приветствовать вас всех в аудитории, поблагодарить организаторов мероприятия. Полагаю, что название нашего мероприятия – структура экономических отношений Беларуси и России в санкционный период более чем актуальна. В контексте темы нашей конференции позвольте подчеркнуть несколько моментов, которые характеризуют наше экономическое взаимодействие с Россией в глобальном и региональном контекстах. Прежде всего надо отметить, что Союзное государство, которое имеет экономическое, военно-политическое, оборонное, внешнеполитическое, гуманитарное измерение, является формой реализации отношений стратегического союза между Беларусью и Россией. Эти отношения укрепились в последние годы, мы продвинулись буквально по всем направлениям союзного строительства и в настоящее время можно говорить о очень высоком качестве наших союзных отношений. Для Беларуси этот формат имеет стратегическое значение, экономика является сердцевиной нашего союза, можно говорить о том, что мы завершаем формирование экономического союза между нашими государствами. Союзное государство – одна из самых продвинутых форм экономической интеграции на постсоветском пространстве, оно дополняется Евразийским экономическим союзом, Содружеством Независимых Государств, Организацией Договора о коллективной безопасности.

Современная ситуация характеризуется высоким уровнем напряженности с коллективным Западом. Это характерно как для России, так и для Беларуси. Западам введена большая гамма санкций различного плана: политических, экономических, финансовых и т.д., ограничены наши возможности на внешней арене. Мы реагируем на это продуманно, четко, достаточно спокойно, развитие наших государств продолжается. Экономическая политика в рамках Союзного государства направлена не столько на реагирование в отношении санкций, сколько на развитие, развитие в новых условиях, развитие по всем направлениям нашей экономики, от космоса и до сельского хозяйства. Это развитие имеет новое качество и формирует очень солидную базу для движения вперед Беларуси и России как в национальном формате, так и в рамках Союзного государства. Беларусь и Россия активно работают по всему миру, с дружественными странами Азии, Африки, Латинской Америки. Мир большой, он на самом деле глобальный.

Внешнеэкономическая деятельность Беларуси и России.
Наталья Юрова, заведующий кафедрой международных экономических отношений ФМО БГУ:

Внешнеэкономический суверенитет Беларуси с момента создания ее как независимого государства был основан на самостоятельности принимаемых решений во внешнеэкономической политике и принципах открытости и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мировой экономики. До создания союзнического объединения с Российской Федерацией, которыми в 1996 году стало глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество России и Беларуси, а в 1997 году Союз Беларуси и России, внешнеэкономическая деятельность двух государств осуществлялась в рамках принятых решений Содружества Независимых государств.

До 1997 года, в период самоопределения стратегий и направлений развития, внешнеэкономическая деятельность Беларуси и России находилась в стадии восстановления утраченных после распада СССР хозяйственных связей. Доля России во внешней торговле товарами поступательно росла. Если в 1992 году доля России в экспорте товаров Беларуси составляла 39,9%, а в импорте – 52,6%, то в 1997 году в экспорте доля была 65,5%, а в импорте – 53,8%.

Выбор оптимального варианта двустороннего объединения Беларуси и России сопровождался ростом доли России в белорусском экспорте и значительным превышением его значений над значениями доли России в белорусском импорте. Такое положение сохранялось вплоть до создания Союзного государства Беларуси и России 8 декабря 1999 года. В этом году мы будем отмечать 25 лет Договору о Союзном государстве Беларуси и России.

Безусловно, этот период ознаменован различными событиями в экономической и политической жизни России (дефолт, смена руководства России).

Начиная с 2000 года, между Россией и Беларусью на повестку дня выходили вопросы рыночного взаимодействия в топливно-энергетической сфере, регулирования продовольственного экспорта в Россию, обсуждался вопрос введения единой валюты и др.

Значительный спад российско-белорусской торговли произошел в 2004 году при переходе на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Произошла диверсификация товарных потоков Беларуси и России на третьи страны, что привело к снижению доли России в белорусском экспорте в 2005 г. до 35,8%, а в импорте до 60,6% Причем в дальнейшие годы продолжалось снижение доли России в белорусском импорте. В 2010–2011 гг. в Беларуси была предпринята попытка диверсификации поставок нефти из других стран (Азербайджан, Венесуэла), но эти проекты показали низкую рентабельность, поэтому имели разовый характер.

В 2010 году назрело решение о создании Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, что стало еще одним интеграционным проектом на постсоветском пространстве, который в 2015 году перешел на новый качественный уровень и прирос новыми государствами-членами – Евразийский экономический союз.

В Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы была предусмотрена диверсификация рынков сбыта по формуле «треть-треть-треть», а именно планомерное достижение равного распределения экспортных поставок между тремя рынками – ЕАЭС, Европейского союза, стран «дальней дуги», что позволило бы сбалансировать внешнюю торговлю Республики Беларусь, освоить новые рынки сбыта и закрепиться на них, сократить риск зависимости Республики Беларусь от экономики отдельных стран – торговых партнеров. При этом актуальность Союзного государства Беларуси и России была отдельно в программе отмечена, работа постепенно велась, что помогло активизировать процессы интеграции после сложного для Беларуси 2020 года. Доля России во внешней торговле Беларуси в настоящее время составляет примерно 50%, РФ занимает первое место в списке торговых партнеров, а Беларусь в России – 5 % и четвертое место в списке партнеров. Основу белорусского экспорта в РФ составляют машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, текстиль и обувь. Белорусский импорт из России: минеральные продукты, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности.

Россия является важнейшим инвестором в экономику Беларуси и занимает первое место по накопленным инвестициям (более 4 млрд долл. США). В Беларуси работает более 2500 белорусско-российских компаний, например, в машиностроении и лесозаготовке.

С введением западных санкций в отношении Беларуси актуализировалась повестка Союзного государства Беларуси и России. В 2021 году были пересмотрены подходы к развитию Союзного государства, разработаны 28 союзных программ как «взаимоувязанные масштабные планы экономической интеграции», которые к настоящему моменту в основном выполнены, а на будущий трехлетний период до 2027 г. сформирован 31 совместный план и 120 задач, министерствами и ведомствами начато их выполнение.

В 2021 году в Беларуси был принят новый среднесрочный документ – Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг., в котором восьмая глава полностью посвящена проактивной внешнеэкономической деятельности. В рамках среднесрочной перспективы отдельно отмечены планы по углублению двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства как главный вектор. Основным критерием интеграции в данном ключе обозначено обеспечение равных условий хозяйствования, энергопотребления, доступа к рынкам, участия в государственных закупках, использования финансовых инструментов.

С введением Западом санкций Беларусь и Россия смогли наладить антикризисное взаимодействие друг с другом. Россия помогла Беларуси нарастить объем торговли и инвестиций, организовав совместное импортозамещение, наладив поставки белорусских товаров через российские порты и транспортную инфраструктуру в страны Восточной Азии. Беларусь важна для России как промышленный партнер, который обладает мощностями, опытом и квалифицированным персоналом для импортозамещения критически важных технологий и высокотехнологичных товаров. Взаиморасчеты происходят преимущественно в национальных валютах, идет сопряжение платежных систем.

Таким образом внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь и Российской Федерации подкреплена такими интеграционными решениями, как Союзное государство, ЕАЭС и СНГ, а с 2024 г. и участием в Шанхайской организации сотрудничества. Союзное государство стало оплотом для Беларуси в период введения санкций и носителем подсанкционного опыта хозяйствования. В перспективе необходимо создавать условия для сопряжения и «бесшовного» взаимодействия в рамках действующих разноуровневых интеграций с участием России и Беларуси и для дальнейшей поддержки и усиления позиций друг друга на внешних рынках.

Способы контроля риска санкций в рамках Союзного государства Беларуси и России
Иван Тимофеев, генеральный директор Российского Совета по международным делам

Спасибо за приглашение, своевременное мероприятие, нам необходимо периодически обмениваться мнениями по вопросам нашего экономического сотрудничества. Мы достаточно плотно занимаемся санкционной тематикой в Российском совете по международным делам с нашими белорусскими коллегами. Сейчас много говорится о российском санкционном опыте, но Республика Беларусь в период после окончания «холодной войны», гораздо дольше находится под санкциями. Первые правовые механизмы санкций появились в 2004 году в Европейском Союзе, в 2006 году в Соединенных Штатах Америки. Этот опыт, сама психология жизни в условиях санкций, сама практика политики противодействия санкциям у Республики Беларусь более длительная. В плане обострения санкционного давления против России с 2012 года (принятие «закона Магнитского»), с 2014 года (по Крыму и Донбассу) были ограничительные меры в связи с так называемым «вмешательством» в выборы США и так далее. В отношении Республики Беларусь была серьезная санкционная эскалация в 2020-2021 году, эти санкции были достаточно серьезными, в том числе запрет на импорт ряда белорусских товаров: по удобрениям, по нефтепродуктам, возобновление блокирующих финансовых санкций США в отношении системообразующих белорусских предприятий. В общем, этот опыт формировался задолго до того «санкционного цунами», с которым Россия столкнулась в 2022 году.

После 2022 года мы «вырвались вперед» в этой гонке, у нас такое дружеское «соревнование» с Республикой Беларусь: у кого санкции больше и у кого больше опыта. Но сейчас в отношении России используются все известные санкционные инструменты и даже изобретаются новые, такие как, например, введение ценового порога на нефть, блокирующие финансовые санкции в отношении системообразующих компаний. 90% российского финансового сектора находится под блокирующими санкциями. Приняты санкции в отношении стратегических компаний, промышленных, технологических и т.д.; экспортный контроль, масштабный, полный запрет поставок в Россию товаров двойного назначения, широкие запреты на поставки промышленных товаров, масштабные запреты на импорт российской продукции, нефти, нефтепродуктов, угля, стали, алмазов, промышленной продукции и так далее. В 2022 году и позже Республика Беларусь также испытывает на себе растущее давление санкций. Некоторые решения принимаются «пакетом» по России и по Республике Беларусь, например, как на контроль по товарам промышленного назначения американских стран, он применяется и в отношении России, и в отношении Республики Беларусь. Некоторые санкционные инструменты используются одновременно против наших двух стран.

Инициаторы санкций – США, Европейский Союз и другие страны «держат в запасе» санкционную опцию для политического разобщения наших стран. Предполагается, что в один момент могут быть поставлены какие-то переговорные условия: «а вот давайте, смотрите, вот мы в вашем отношении что-то отменим, а в отношении вашего ключевого союзника оставим, вам будет легче». Такие вот «пряники» после «кнутов» санкционных. Полагаю, что и российское, и белорусское руководство хорошо знакомы с этой практикой уловок, мы с ней уже неоднократно сталкивались, когда были посулы, обещания. Это не столько политический тезис, это тезис именно научно-исследовательский. Мы изучали внимательно политику санкций в отношении других стран, Исламской республики Иран, Китайской Народной Республики, Венесуэлы и так далее. И вот главный вывод, который мы делаем, состоит в том, что санкционный инструмент гораздо быстрее обратим в сравнении с политическими соглашениями и уступками, на которые могут идти страны-инициаторы. То есть, что происходит? Достигается какой-то политический компромисс, в том числе путем уступок, а дальше в определенный момент санкции снова возвращаются, причем вернуть их можно одним росчерком пера, а вот достичь политических соглашений, заплатить за них политическую цену, это, конечно, гораздо более серьезные усилия. Поэтому такая общая тенденция сейчас состоит в том, что этот уровень доверия к обещаниям (что-то сделать с санкциями, снизить их интенсивность) очень серьезно подорван. И это опять же опыт, нам в России нужно учиться на опыте белорусских коллег. Смотрите, что происходило с санкциями в отношении Республики Беларусь. В период «затишья» с Западом в 2010-х годах были отменены санкции в отношении белорусских системообразующих предприятий. Но как они были отменены? Они были введены генеральной лицензией, компании оставались в списке заблокированных лиц, но по ним действовали исключения. Эти исключения были срочными, то есть у них были сроки, потом они стали бессрочными, но отменить их можно было буквально за секунду решением на уровне директора департамента Минфина США (даже не президента, даже не министра). И в определенный момент это было сделано. Эту обратимость нужно принимать во внимание. Еще один риск важный, это так называемые вторичные санкции, это санкции в отношении лиц из третьих стран за взаимодействие с ранее заблокированными лицами. Прежде всего этот риск касается России, здесь уже российские коллеги могут поделиться, что называется, опытом с белорусскими друзьями. Мы провели и проводим это продолжающее исследование, исследуем каждый случай конкретного попадания компаний в третьих странах под вторичные санкции. Почему это важно? Для нас важно наращивать взаимодействие с дружественными странами, с Китайской Народной Республикой, с Индией, с Вьетнамом, и с другими странами, и наши обе страны это делают. Но складывается такая двойственная ситуация, на которую нужно трезво смотреть: правительства этих стран не присоединяются к западным санкциям, а вот бизнес нередко подчиняется требованиям американских властей: и банковский сектор, и страховые компании, китайские банки, индийские банки. Сейчас мы испытываем большие проблемы с платежами с КНР, эта проблема будет решаться и уже решается, но проблемы бизнесу она создает, поэтому в работе с дружественными странами есть нюансы. Банки боятся вторичных санкций. Наш анализ показывает, что за последние два года с начала специальной военной операции под санкции по основаниям сотрудничества с Россией попало более 600 зарубежных компаний, большая из них часть китайские (более 150), на втором месте ОАЭ, на третьем месте Турция, на четвертом месте Кипр (в основном был в 2022-2023 году). Страны постсоветского пространства под вторичные санкции редко попадают, за исключением Республики Беларусь. Вот это как раз свидетельство того, где есть реальное экономическое взаимодействие. В основном это производственные компании в области ВПК, но, допустим, казахстанские компании почти не попадают под вторичные санкции за взаимодействие с Россией, а белорусские в большем объеме. Также пока нет практики вторичных санкций именно за работу с белорусскими компаниями. Есть практика так называемого инфорсмента, были случаи административных штрафов за отдельные контракты с закупкой у белорусских компаний, но их тоже мало. Это не значит, что этого риска нет, мы здесь с белорусскими коллегами готовы нашими наработками делиться, показывать, какова отраслевая структура вторичных санкций. Основная причина их введения – это обход экспортного контроля, поставки в Россию товаров двойного назначения, товаров промышленного характера. И практически нет вторичных санкций за банковские транзакции, хотя такой правовой механизм присутствует, например, с декабря 2023 года у США.

В заключение о том, что делать: еще до специальной военной операции мы большую «работу домашнюю» провели, в растущей степени наши расчеты переходили на национальные валюты (энергетика). Изменение шло от белорусской стороны, потому что Республика Беларусь раньше подверглась санкционному давлению, и оказалось, что инфраструктура российско-белорусских связей в наилучшей степени подготовлена была к этому «санкционному цунами». Здесь были и взаимные интересы, интересы в российском рынке, в Республике Беларусь после санкций ЕС. И в целом политическая неопределенность сыграла свою роль. Поэтому мы оказались готовы лучше всего.

Конечно, нам много предстоит совместно сделать именно в отработке нашего взаимодействия с третьими странами, с дружественными странами, потому что давление на них растет, проблемы с платежами будут, с поставками отдельных комплектующих, особенно в области промышленных товаров. Очень важно импортозамещение, развитие нашей собственной промышленной базы с Республикой Беларусь, это с традициями наш промышленный центр. Для нас сейчас промышленная кооперация с Республикой Беларусь приобретает более значимую роль.

Вторая часть стенограммы доступна по ссылке.

Ознакомиться с полной видеозаписью конференции вы можете перейдя по этой ссылке.
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.
Новости