5 февраля 2025 г. на площадке информагентства "Sputnik Беларусь" был проведен ситуационный анализ «Перспективы и пределы сотрудничества в рамках Союзного государства».
Ниже приведена полная стенограмма дискуссии.
Андрей Соболевский, вступительное слово:
Ниже приведена полная стенограмма дискуссии.
Андрей Соболевский, вступительное слово:

Сегодня в мультимедийном пресс-центре «Спутник Беларусь» мы проводим видеомост на тему: «Перспективы и пределы сотрудничество в рамках Союзного государства».
Представляю уважаемых гостей в Минской студии: Пётр Валерьевич Фролов, советник-посланник посольства Российской Федерации в Республике Беларусь; Баранов Роман Михайлович, директор Центра развития евразийских коммуникаций; Русакович Андрей Владимирович, профессор кафедры евразийских исследований факультета международных отношений Белорусского государственного университета; Ирина Владимировна Жилинская, заведующая Центром всеобщей истории международных отношений и геополитики Института истории НАН Беларуси; Игорь Михайлович Авласенко, заведующий кафедрой международного туризма и гостеприимства факультета международных отношений Белорусского государственного университета; Данила Григорьевич Доброродний, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Международного института управления и предпринимательства. В режиме онлайн сегодня с нами Наталья Юрьевна Маркушина, профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; Носович Александр Александрович, главный редактор аналитического портала «RuBaltic»; Соколов Артём Павлович, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России; Александр Евгеньевич Коньков, доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Артём Владиславович Паренков, специалист фонда Горчакова.
Роман Баранов, приветственное слово:
Представляю уважаемых гостей в Минской студии: Пётр Валерьевич Фролов, советник-посланник посольства Российской Федерации в Республике Беларусь; Баранов Роман Михайлович, директор Центра развития евразийских коммуникаций; Русакович Андрей Владимирович, профессор кафедры евразийских исследований факультета международных отношений Белорусского государственного университета; Ирина Владимировна Жилинская, заведующая Центром всеобщей истории международных отношений и геополитики Института истории НАН Беларуси; Игорь Михайлович Авласенко, заведующий кафедрой международного туризма и гостеприимства факультета международных отношений Белорусского государственного университета; Данила Григорьевич Доброродний, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Международного института управления и предпринимательства. В режиме онлайн сегодня с нами Наталья Юрьевна Маркушина, профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; Носович Александр Александрович, главный редактор аналитического портала «RuBaltic»; Соколов Артём Павлович, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России; Александр Евгеньевич Коньков, доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Артём Владиславович Паренков, специалист фонда Горчакова.
Роман Баранов, приветственное слово:

Позвольте мне на правах организатора поприветствовать всех участников конференции. Цель сегодняшнего мероприятия – проанализировать перспективы и пределы сотрудничества в рамках Союзного государства, преломляя знания и опыт через призму актуальных тенденций развития интеграционных процессов.
Среди экспертов сегодня здесь нет случайных людей. Особо благодарен нашим российским спикерам, которые смогли найти возможность, чтобы выйти на связь для обмена мнениями. Хотел бы также обратить внимание, что в пресс-центре присутствуют студенты профильных вузов Минска. О регламенте, структуре программы и прикладном характере встречи чуть позже подробно расскажет председатель экспертного совета Центра.
Прежде, чем мы продолжим работу по теме ситуационного анализа, пользуясь случаем, хотел бы кратко ознакомить Вас с деятельностью Центра евразийских коммуникаций. Он был образован в июне прошлого года для укрепления общественной поддержки евразийской интеграции и формирования объективного образа Союзного государства. Задачей учреждения является организация конференций, презентаций и деловых встреч, а также проведение культурно-образовательных программ. Центр взаимодействует с профильными государственными органами и региональными международными организациями, а также академическими сообществами и авторитетными исследовательскими структурами стран СНГ. Особое внимание Центр уделяет продвижению молодежных инициатив, а также подготовке материалов для СМИ и собственных онлайн-платформ.
Убежден, что наша встреча благодаря информагентству «Спутник», не останется незамеченной в информационном поле двух стран, а также позволит дополнить видение интеграционных процессов свежими идеями.
Петр Фролов, приветственное слово почетного гостя:
Среди экспертов сегодня здесь нет случайных людей. Особо благодарен нашим российским спикерам, которые смогли найти возможность, чтобы выйти на связь для обмена мнениями. Хотел бы также обратить внимание, что в пресс-центре присутствуют студенты профильных вузов Минска. О регламенте, структуре программы и прикладном характере встречи чуть позже подробно расскажет председатель экспертного совета Центра.
Прежде, чем мы продолжим работу по теме ситуационного анализа, пользуясь случаем, хотел бы кратко ознакомить Вас с деятельностью Центра евразийских коммуникаций. Он был образован в июне прошлого года для укрепления общественной поддержки евразийской интеграции и формирования объективного образа Союзного государства. Задачей учреждения является организация конференций, презентаций и деловых встреч, а также проведение культурно-образовательных программ. Центр взаимодействует с профильными государственными органами и региональными международными организациями, а также академическими сообществами и авторитетными исследовательскими структурами стран СНГ. Особое внимание Центр уделяет продвижению молодежных инициатив, а также подготовке материалов для СМИ и собственных онлайн-платформ.
Убежден, что наша встреча благодаря информагентству «Спутник», не останется незамеченной в информационном поле двух стран, а также позволит дополнить видение интеграционных процессов свежими идеями.
Петр Фролов, приветственное слово почетного гостя:

На сегодняшнее мероприятие мы вынесли очень серьезную тему. Для представителей дипломатического корпуса эта работа является повседневной, рутинной, поскольку с момента образования Союзного государства подписаны тысячи документов. Союзное государство, как интеграционный проект, является одним из самых успешных начинаний в современном мире. Проблемы всегда сопровождают любую работу, поэтому к этому надо относиться вполне нормально и обязательно решать эти вопросы. Что касается пределов, то их не может и не должно быть, ни один интеграционный проект, будь то европейский, азиатский, не ставит перед собой какой-то финишный предел. Оглядываясь назад, можно отметить, что такой интеграционный проект, как Советский Союз, распался, потому что перестал генерировать новые идеи и направления.
В качестве примера новых направлений работы в Союзном государстве могу сказать, что 11 января нынешнего года вступило в силу соглашение о взаимном признании виз. Этот документ был подписан около четырёх лет назад, и всё это время шла очень серьезная работа белорусских и российских коллег по его реализации, что в конечном итоге привело к успеху.
Скорость и динамику движения в рамках Союзного государства определяют члены Высшего государственного совета, прежде всего Президенты Владимир Владимирович Путин и Александр Григорьевич Лукашенко. В практическом взаимодействии нет никаких ограничений, мы за последние годы вышли на беспрецедентный уровень взаимодействия в экономике, поэтому говорить о каких-то ограничениях просто контрпродуктивно.
Мы заинтересованы, чтобы серия таких круглых столов или конференций продолжалась, нам очень интересно слушать мнения молодых людей. Если мы, дипломаты, в практическом плане занимаемся реализацией уже достигнутых договорённостей, то вы, как эксперты, исследователи, должны проводить анализ того, правильно это делается или нет, где внести изменения и что улучшить.
Артём Паренков, приветственное слово партнеров:
В качестве примера новых направлений работы в Союзном государстве могу сказать, что 11 января нынешнего года вступило в силу соглашение о взаимном признании виз. Этот документ был подписан около четырёх лет назад, и всё это время шла очень серьезная работа белорусских и российских коллег по его реализации, что в конечном итоге привело к успеху.
Скорость и динамику движения в рамках Союзного государства определяют члены Высшего государственного совета, прежде всего Президенты Владимир Владимирович Путин и Александр Григорьевич Лукашенко. В практическом взаимодействии нет никаких ограничений, мы за последние годы вышли на беспрецедентный уровень взаимодействия в экономике, поэтому говорить о каких-то ограничениях просто контрпродуктивно.
Мы заинтересованы, чтобы серия таких круглых столов или конференций продолжалась, нам очень интересно слушать мнения молодых людей. Если мы, дипломаты, в практическом плане занимаемся реализацией уже достигнутых договорённостей, то вы, как эксперты, исследователи, должны проводить анализ того, правильно это делается или нет, где внести изменения и что улучшить.
Артём Паренков, приветственное слово партнеров:

Союзное государство – это один из самых удачных проектов интеграции. Когда фонд устраивает экспертные мероприятия по российско-белорусскому взаимодействию, то практически все эксперты отмечают, что взаимодействие с Республикой Беларусь – это ключевое направление для обеих стран.
Сегодняшнее мероприятие хорошо тем, что мы действительно имеем возможность посмотреть не только на существующие формы сотрудничества, но и выявить новые направления для взаимодействия, а также сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным.
Андрей Русакович, комментарий модератора:
Сегодняшнее мероприятие хорошо тем, что мы действительно имеем возможность посмотреть не только на существующие формы сотрудничества, но и выявить новые направления для взаимодействия, а также сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным.
Андрей Русакович, комментарий модератора:

Следует прежде всего отметить уникальность проекта Союзного государства, его высокую динамику в последние годы, соответствие национально-государственным интересам наших стран, и, безусловно, направленность, перспективность его развития. Это комплексный проект интеграции, он охватывает не только экономику, как это принято в экономических объединениях, но и безопасность, координацию внешней политики, социальную и гуманитарную сферы. В настоящее время практически нет сфер жизни наших государств, которые не были бы охвачены интеграцией. Поэтому, когда мы говорим о перспективах, мы имеем в виду не только расширение интеграции на новые сферы, но прежде всего ее углубление.Мы практически сформировали единую сельскохозяйственную политику, которая позволяет нам обеспечивать продовольственную безопасность. То же самое касается промышленной политики и многих других направлений.
Союзное государство состоит из национальных государств, которые имеют свое в видение своего места в мире, перспектив развития региона. Но в стратегическом плане Беларусь и Россия в рамках Союзного государства едины в отношении видения трансформации системы международных отношений в направлении полицентричности, многообразия, справедливости.
В декабре прошлого года мы широко отмечали 25-летний юбилей Союзного государства, однако процесс двусторонней интеграции насчитывает уже 30 лет, поскольку Договор о создании Таможенного союза был подписан в 1995 г.
Следует акцентировать внимание на гуманитарной сфере, поскольку это затрагивает жизнь наших граждан, их здоровье, образование и так далее.
Необходимо уделять внимание формированию международной правосубъектности Союзного государства.
Перед нами стоит множество задач, среди которых – усиление координации внешней политики, обеспечение технологического суверенитета. Важное внимание уделяется сопряжению интеграционных проектов в рамках «Большой Евразии». Союзное государство должно координировать свою политику и с Содружеством Независимых Государств, Евразийским экономическим союзом, Организацией договора о коллективной безопасности, Шанхайской организацией сотрудничества, BRICS+. Каждый интеграционный проект должен быть сосредоточен на достижении максимальной эффективности интеграции.
Ирина Жилинская, Анализ проблем создания, развития и современной деятельности Союзного государства Беларуси и России:
Союзное государство состоит из национальных государств, которые имеют свое в видение своего места в мире, перспектив развития региона. Но в стратегическом плане Беларусь и Россия в рамках Союзного государства едины в отношении видения трансформации системы международных отношений в направлении полицентричности, многообразия, справедливости.
В декабре прошлого года мы широко отмечали 25-летний юбилей Союзного государства, однако процесс двусторонней интеграции насчитывает уже 30 лет, поскольку Договор о создании Таможенного союза был подписан в 1995 г.
Следует акцентировать внимание на гуманитарной сфере, поскольку это затрагивает жизнь наших граждан, их здоровье, образование и так далее.
Необходимо уделять внимание формированию международной правосубъектности Союзного государства.
Перед нами стоит множество задач, среди которых – усиление координации внешней политики, обеспечение технологического суверенитета. Важное внимание уделяется сопряжению интеграционных проектов в рамках «Большой Евразии». Союзное государство должно координировать свою политику и с Содружеством Независимых Государств, Евразийским экономическим союзом, Организацией договора о коллективной безопасности, Шанхайской организацией сотрудничества, BRICS+. Каждый интеграционный проект должен быть сосредоточен на достижении максимальной эффективности интеграции.
Ирина Жилинская, Анализ проблем создания, развития и современной деятельности Союзного государства Беларуси и России:

Позвольте представить основные этапы развития Союзного государства и определить существующие проблемы.
Договор о создании Союзного государства 1999 г. является определенным рубежом между этапами. Предыдущие этапы строительства интеграционного образования позволили создать нормативно-правовую базу и наднациональные органы управления. Этот период очень важен и серьезен. В начале 1990-х гг. началось активное взаимодействие по созданию программ научно-технического сотрудничества Беларуси и России, разработка космических программ. Во многом это делалось на личном опыте без соответствующего финансирования со множеством проблем, связанных с различием в сфере законодательства. Но, несмотря на это, программы начали выполняться. И уже после 1999 г. наработанная система взаимоотношений позволила сформировать первые научно-технические программы. Этап с 1990 г. по 1999 г. включал практическую наработку основных каналов взаимодействия, которые затем легли в нормативно-правовую базу Союзного государства. Этому периоду необходимо уделять особое внимание.
Второй аспект, который хотелось бы отметить – это разноуровневость развития интеграционного формирования. В определенные годы, особенно когда наблюдалось экономическое притормаживание, все больше скептиков Союзного государства начинали говорить о том, что из себя представляет это интеграционное объединение. И, исходя из существующей классификации, пытались подобрать некое определение этому достаточно уникальному образованию, и, даже если сейчас мы будем говорить, исходя из классических форм, вряд ли мы такое определение подберем. Но, когда некоторые аспекты начинали притормаживаться, интегративные процессы уходили в практическую плоскость.
Чем сложнее было договариваться на высшем уровне, тем эффективнее работали министерства, ведомства и отдельные организации. С 2000-х годов начинается активное проведение совместных коллегий соответствующих министерств, начиная от МИДов, заканчивая Министерствами образования.
Проект по формированию единого образовательного пространства фактически «уходил» даже из программ социального развития Союзного государства. Министерства образования России и Беларуси начинали активно взаимодействовать и вырабатывать возможные каналы взаимодействия и построения, пусть не единого образовательного пространства, но такого сотрудничества, которое возможно при формировании разных программ, разных нормативных правовых баз в сфере образования. Для Беларуси он возможен был только с участием Российской Федерации.
Космические программы занимают достаточно существенное место в научно-технологическом сотрудничестве. Шесть систем созданы благодаря финансированию и сотрудничеству в рамках Союзного государства. В отдельности странам создавать наукоемкие системы было достаточно сложно.
Практическая реализация на уровне министерств, ведомств и отдельных организаций при соответствующей координации дает гораздо более серьезные эффекты и по разработке программ, и по выработке основных направлений, по крайней мере, по научно-техническому сотрудничеству.
Следует отметить такое направление, которое близко нам, историкам. Это проекты, которые начали активно разрабатываться с 2014 г. в области истории, в области исторической памяти, защиты истории от фальсификации, совместные проекты с согласованием позиций по общим вопросам истории Беларуси и истории России, с российскими историками. Подобные программы реализовывались Беларусью с другими государствами – Польшей, Германией, на определенном этапе времени эта работа была заморожена. С Россией работа ведется активно, начиная с сотрудничества по согласованию наших позиций, и заканчивая выпуском соответствующих изданий в Российской Федерации по истории Беларуси с учетом позиций белорусских историков. Сейчас актуальной задачей является выработка конкретных мероприятий по защите от фальсификации, а также определение наиболее оптимальных путей формирования исторической памяти на общем пространстве. За последние два года было проведено два форума Союзного государства «Беларусь и Россия: общая история, общая судьба». Следует отметить, что проблемных вопросов достаточно много в истории. В настоящее время историки в большей степени сосредоточены на проблемах, связанных с Великой Отечественной войной, Второй мировой войной, защитой от откровенных фальсификаций. И, соответственно, вот эти позиции закладываются в основу формирования единой молодежной политики. Таким образом, это в первую очередь рассчитано на молодежную аудиторию. Во вторую очередь, это вызвано тем, что в Концепции о национальной безопасности определены проблемы, связанные с ментальной войной, а это ценности, ценностные основания, это достаточно серьёзный пласт исторического, общецивилизационного развития, и выходить необходимо на уровень цивилизационно-ценностных оснований. Здесь вопрос, чтобы это было действительно единым образовательным, единым пространством. И поэтому гуманитарная сфера научного сотрудничества сейчас выходит на новый этап на уровне организации, и органы Союзного государства в этом плане активно поддерживают нас, активно включены и средства массовой информации. Надеемся, что с созданием медиахолдинга Союзного государства это будет еще более активно использоваться. Сейчас мы активно работаем по созданию проектов, печатных изданий в рамках библиотеки Союзного государства, это в большей степени совместные исследования годы Великой Отечественной войны, активное проведение форумов, в первую очередь молодежных форумов в рамках Союзного государства. В это работу активно включаются ученые Академии наук Беларуси, ученые Российской Академии наук, другие сотрудники других институтов. Спасибо в этом плане за поддержку и фонду Горчакова.
Наталья Маркушина, Безопасность Союзного государства в новых геополитических реалиях:
Договор о создании Союзного государства 1999 г. является определенным рубежом между этапами. Предыдущие этапы строительства интеграционного образования позволили создать нормативно-правовую базу и наднациональные органы управления. Этот период очень важен и серьезен. В начале 1990-х гг. началось активное взаимодействие по созданию программ научно-технического сотрудничества Беларуси и России, разработка космических программ. Во многом это делалось на личном опыте без соответствующего финансирования со множеством проблем, связанных с различием в сфере законодательства. Но, несмотря на это, программы начали выполняться. И уже после 1999 г. наработанная система взаимоотношений позволила сформировать первые научно-технические программы. Этап с 1990 г. по 1999 г. включал практическую наработку основных каналов взаимодействия, которые затем легли в нормативно-правовую базу Союзного государства. Этому периоду необходимо уделять особое внимание.
Второй аспект, который хотелось бы отметить – это разноуровневость развития интеграционного формирования. В определенные годы, особенно когда наблюдалось экономическое притормаживание, все больше скептиков Союзного государства начинали говорить о том, что из себя представляет это интеграционное объединение. И, исходя из существующей классификации, пытались подобрать некое определение этому достаточно уникальному образованию, и, даже если сейчас мы будем говорить, исходя из классических форм, вряд ли мы такое определение подберем. Но, когда некоторые аспекты начинали притормаживаться, интегративные процессы уходили в практическую плоскость.
Чем сложнее было договариваться на высшем уровне, тем эффективнее работали министерства, ведомства и отдельные организации. С 2000-х годов начинается активное проведение совместных коллегий соответствующих министерств, начиная от МИДов, заканчивая Министерствами образования.
Проект по формированию единого образовательного пространства фактически «уходил» даже из программ социального развития Союзного государства. Министерства образования России и Беларуси начинали активно взаимодействовать и вырабатывать возможные каналы взаимодействия и построения, пусть не единого образовательного пространства, но такого сотрудничества, которое возможно при формировании разных программ, разных нормативных правовых баз в сфере образования. Для Беларуси он возможен был только с участием Российской Федерации.
Космические программы занимают достаточно существенное место в научно-технологическом сотрудничестве. Шесть систем созданы благодаря финансированию и сотрудничеству в рамках Союзного государства. В отдельности странам создавать наукоемкие системы было достаточно сложно.
Практическая реализация на уровне министерств, ведомств и отдельных организаций при соответствующей координации дает гораздо более серьезные эффекты и по разработке программ, и по выработке основных направлений, по крайней мере, по научно-техническому сотрудничеству.
Следует отметить такое направление, которое близко нам, историкам. Это проекты, которые начали активно разрабатываться с 2014 г. в области истории, в области исторической памяти, защиты истории от фальсификации, совместные проекты с согласованием позиций по общим вопросам истории Беларуси и истории России, с российскими историками. Подобные программы реализовывались Беларусью с другими государствами – Польшей, Германией, на определенном этапе времени эта работа была заморожена. С Россией работа ведется активно, начиная с сотрудничества по согласованию наших позиций, и заканчивая выпуском соответствующих изданий в Российской Федерации по истории Беларуси с учетом позиций белорусских историков. Сейчас актуальной задачей является выработка конкретных мероприятий по защите от фальсификации, а также определение наиболее оптимальных путей формирования исторической памяти на общем пространстве. За последние два года было проведено два форума Союзного государства «Беларусь и Россия: общая история, общая судьба». Следует отметить, что проблемных вопросов достаточно много в истории. В настоящее время историки в большей степени сосредоточены на проблемах, связанных с Великой Отечественной войной, Второй мировой войной, защитой от откровенных фальсификаций. И, соответственно, вот эти позиции закладываются в основу формирования единой молодежной политики. Таким образом, это в первую очередь рассчитано на молодежную аудиторию. Во вторую очередь, это вызвано тем, что в Концепции о национальной безопасности определены проблемы, связанные с ментальной войной, а это ценности, ценностные основания, это достаточно серьёзный пласт исторического, общецивилизационного развития, и выходить необходимо на уровень цивилизационно-ценностных оснований. Здесь вопрос, чтобы это было действительно единым образовательным, единым пространством. И поэтому гуманитарная сфера научного сотрудничества сейчас выходит на новый этап на уровне организации, и органы Союзного государства в этом плане активно поддерживают нас, активно включены и средства массовой информации. Надеемся, что с созданием медиахолдинга Союзного государства это будет еще более активно использоваться. Сейчас мы активно работаем по созданию проектов, печатных изданий в рамках библиотеки Союзного государства, это в большей степени совместные исследования годы Великой Отечественной войны, активное проведение форумов, в первую очередь молодежных форумов в рамках Союзного государства. В это работу активно включаются ученые Академии наук Беларуси, ученые Российской Академии наук, другие сотрудники других институтов. Спасибо в этом плане за поддержку и фонду Горчакова.
Наталья Маркушина, Безопасность Союзного государства в новых геополитических реалиях:

Вопросы безопасности на сегодняшний день являются одними из самых острых на повестке дня Союзного государства, потому что те вызовы и угрозы, которые стоят перед нами, требуют очень быстрой реакции. В последние годы принято говорить о том, что события 2022 г. разделили взаимодействие с нашими соседями на «до» и «после». Это не совсем верно, если мы возьмем в качестве примера вопросы безопасности в Балтийском регионе, то ситуация была достаточно сложная и до 2022 г., и даже не присоединение Крыма к Российской Федерации в 2014 г. вызвало эти осложнения. Проблемы безопасности уже достаточно давно вызревали, так же как антироссийская политика в странах Прибалтики. Эстония, Латвия, Литва активно реализовывали свой путь – вступление в Европейский союз, взаимодействие и вступление в НАТО, поэтому говорить о том, что эскалация началась только сейчас, было бы в корне неверно. Балтийский регион достаточно сложен сам по себе, и в свое время политика безопасности выстраивалась на нескольких уровнях – это сотрудничество с международными институтами, в которые входили и Россия, и Беларусь. Сформировалась проблема Калининградской области, которая всегда была и будет оставаться острой для нас и ее обсуждение – тоже не новый вопрос. Проблема расширения НАТО, которая сейчас, наверное, достигла своей кульминации, включив Финляндию и Швецию в состав блока, хотя интеграция этих двух государств с НАТО через партнерство «Ради мира», через разные проекты, учения была достаточно полная. Мы не можем говорить, что это тоже новая тематика, и эти государства «проснулись» и решили вступить в организацию. Нет, они были достаточно подготовлены, план включения этих двух государств был достаточно отработан, но сейчас они окончательно вошли в состав НАТО, что, несомненно, вызывает дополнительные вопросы с нашей стороны к тому, как будет формироваться система безопасности. Сейчас опять входит в научный, политический оборот, такое понятие, как архитектура безопасности. Это действительно очень интересный термин, потому что он означает, что мы должны выстраивать в какой-то мере заново ту систему безопасности, которая была разрушена в том же Балтийском регионе с нашими соседями, исходя из наших позиций, наших национальных интересов. Здесь я говорю, наверное, в первую очередь о Российской Федерации. Присутствие Соединенных Штатов Америки в регионе, расширение НАТО, активизация Европейского Союза – все это приводило к тому, что главной задачей Запада была изоляция России. Здесь следует сразу отметить, что изоляции не получилось. Союзное государство тоже является одним из важнейших новых этапов строительства архитектуры безопасности, по которому мы сейчас идем и развиваемся. Это действительно очень важный момент, потому что в свое время, было понимание того, что союз будет, и будет усиление интеграции и у Европейского союза, и НАТО, отсюда не случайно, попытки со стороны Запада притормозить наши интеграционные процессы, стремление ограничить нашу работу в Северном измерении. Российская Федерация продвигала идею о том, чтобы Республика Беларусь тоже участвовала в этом проекте как полноценный участник, но Европейская комиссия категорически выступала против этого.
У Республики Беларусь было много проектов, направленных как раз на обеспечение «мягкой» безопасности. Когда мы говорим о построении безопасности, мы все-таки имеем в виду не только военную безопасность, но и аспекты «мягкой» безопасности – от экологии до продовольственной и энергетической безопасности важны и взаимосвязаны. Попытка удалить Россию из обсуждения этих вопросов после 2022 г. – это изначально неверная вещь. Еще раз необходимо подчеркнуть, что все эти вопросы без России не могут быть решены. Тем не менее попытка изолировать Россию была предпринята, и в принципе как раз вот это в какой-то мере сыграло положительный момент для укрепления интеграции, в том числе в вопросах безопасности, в рамках Союзного государства.
Возвращаясь к теме архитектуры безопасности, необходимо отметить очень важный прорыв, который был достигнут в декабре 2024 года, когда была Президентами Российской Федерации и Республики Беларусь была утверждена Концепция безопасности Союзного государства. Этот документ, который как раз свидетельствует о нашей совместной работе, о понимании той роли, которую сыграли и США, и НАТО, и Европейский Союз в формировании ситуации, в которой сейчас мы находимся, о выстраивании дальнейших взаимоотношений. В документе представлен очень широкий взгляд на тот круг вопросов, которые мы должны будем совместно решать, совместно подходить, исходя из наших стратегических интересов, и там также речь идет об Арктическом регионе. Это очень качественная, очень широкая программа взаимодействия вопросов безопасности.
Необходимо отметить договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства, который был подписан в декабре 2024 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Этот договор включает также вопросы ядерной безопасности, и это тоже очень важно для понимания Союзного государства, видения будущего развития вопросов безопасности. Все это формирует базу для дальнейших совместных действий. Не стоит забывать, что не только «жесткая» безопасность должна активно продвигаться, но и «мягкая», это необходимость развивать «мягкую» силу, молодежную дипломатию, что в принципе достаточно успешно происходит. У нас есть очень хороший опыт взаимодействия.
В плане обеспечения безопасности необходимо говорить о том, что Союзное государство может стать частью еще большего проекта, «Большой Евразии». Это один из важнейших моментов построения новой архитектуры безопасности, которая исходит из стратегических интересов России и Беларуси. Мы можем говорить еще и о взаимодействии не только в рамках Союзного государства, но и таких организаций, как ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, БРИКС+, с которыми можно выстроить действительно очень сильную систему безопасности, которая будет качественно и уверенно противостоять тем угрозам и вызовам, которые сегодня поставлены перед нами, в том числе и нашими западными соседями, блоком НАТО и Европейским Союзом, которые проводят (не сильно успешно) агрессивную санкционную политику, угрожая экономической безопасности. НАТО, которое планирует расширяться дальше на Восток, в том числе за счет Украины, но в том числе понимая, что это не самый лучший шаг, о чем свидетельствуют политические дискуссии внутри блока. В принципе, они делают шаг вперед, заявляя о поддержке Украины, тут же делают два шага назад, говоря о том, что вопрос о принятии Украины в НАТО будет рассматриваться и, как представляется, достаточно долго. И в этом контексте укрепление и формирование новой архитектуры безопасности, базируемой на взаимодействии и стратегических интересах в рамках Союзного государства, в рамках «Большой Евразии» – это уверенный шаг для стабилизации будущего.
Игорь Авласенко, Информационная безопасность Союзного государства:
У Республики Беларусь было много проектов, направленных как раз на обеспечение «мягкой» безопасности. Когда мы говорим о построении безопасности, мы все-таки имеем в виду не только военную безопасность, но и аспекты «мягкой» безопасности – от экологии до продовольственной и энергетической безопасности важны и взаимосвязаны. Попытка удалить Россию из обсуждения этих вопросов после 2022 г. – это изначально неверная вещь. Еще раз необходимо подчеркнуть, что все эти вопросы без России не могут быть решены. Тем не менее попытка изолировать Россию была предпринята, и в принципе как раз вот это в какой-то мере сыграло положительный момент для укрепления интеграции, в том числе в вопросах безопасности, в рамках Союзного государства.
Возвращаясь к теме архитектуры безопасности, необходимо отметить очень важный прорыв, который был достигнут в декабре 2024 года, когда была Президентами Российской Федерации и Республики Беларусь была утверждена Концепция безопасности Союзного государства. Этот документ, который как раз свидетельствует о нашей совместной работе, о понимании той роли, которую сыграли и США, и НАТО, и Европейский Союз в формировании ситуации, в которой сейчас мы находимся, о выстраивании дальнейших взаимоотношений. В документе представлен очень широкий взгляд на тот круг вопросов, которые мы должны будем совместно решать, совместно подходить, исходя из наших стратегических интересов, и там также речь идет об Арктическом регионе. Это очень качественная, очень широкая программа взаимодействия вопросов безопасности.
Необходимо отметить договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства, который был подписан в декабре 2024 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Этот договор включает также вопросы ядерной безопасности, и это тоже очень важно для понимания Союзного государства, видения будущего развития вопросов безопасности. Все это формирует базу для дальнейших совместных действий. Не стоит забывать, что не только «жесткая» безопасность должна активно продвигаться, но и «мягкая», это необходимость развивать «мягкую» силу, молодежную дипломатию, что в принципе достаточно успешно происходит. У нас есть очень хороший опыт взаимодействия.
В плане обеспечения безопасности необходимо говорить о том, что Союзное государство может стать частью еще большего проекта, «Большой Евразии». Это один из важнейших моментов построения новой архитектуры безопасности, которая исходит из стратегических интересов России и Беларуси. Мы можем говорить еще и о взаимодействии не только в рамках Союзного государства, но и таких организаций, как ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, БРИКС+, с которыми можно выстроить действительно очень сильную систему безопасности, которая будет качественно и уверенно противостоять тем угрозам и вызовам, которые сегодня поставлены перед нами, в том числе и нашими западными соседями, блоком НАТО и Европейским Союзом, которые проводят (не сильно успешно) агрессивную санкционную политику, угрожая экономической безопасности. НАТО, которое планирует расширяться дальше на Восток, в том числе за счет Украины, но в том числе понимая, что это не самый лучший шаг, о чем свидетельствуют политические дискуссии внутри блока. В принципе, они делают шаг вперед, заявляя о поддержке Украины, тут же делают два шага назад, говоря о том, что вопрос о принятии Украины в НАТО будет рассматриваться и, как представляется, достаточно долго. И в этом контексте укрепление и формирование новой архитектуры безопасности, базируемой на взаимодействии и стратегических интересах в рамках Союзного государства, в рамках «Большой Евразии» – это уверенный шаг для стабилизации будущего.
Игорь Авласенко, Информационная безопасность Союзного государства:

Информационная безопасность – это сложное и многоаспектное понятие. В противовес западной парадигме, где используется термин «кибербезопасность» и делается акцент на сугубо технологических аспектах, в белорусском и российском подходе используется более развёрнутое определение, сочетающее технологическое и информационно-психологическое измерения. Информационную безопасность можно трактовать как состояние защищённости от угроз в информационной сфере. Объектами защищённости в триединстве выступают личность, общество и государство. Однако угрозы для выделенных трёх объектов отличаются. Для отдельной личности важнейшим аспектом защищённости в информационной сфере является недопущение утечки персональных данных. Защищённость общества заключается в предотвращении навязывания обществу ценностей, чуждых его исторической традиции. Защищённость государства подразумевает то, чтобы не допустить дестабилизацию работы государственных институтов путём информационного вмешательства извне. Вместе с тем, техническая защита критической государственной информационной инфраструктуры также имеет весомое значение.
В Союзном государстве постоянно совершенствуется нормативно-правовая база совместного обеспечения информационной безопасности. К настоящему времени этот аспект был детально проработан в двух государствах на национальном уровне. Так, в Республике Беларусь отдельный раздел по этой проблеме был отведён в текущей редакции Концепции национальной безопасности, утверждённой решением Всебелорусского народного собрания в апреле 2024 г. Этому предшествовало принятие отдельной Концепции информационной безопасности Республики Беларусь в марте 2019 г. В Российской Федерации соответствующая сфера была выделена в Стратегии национальной безопасности 2021 г. А ещё ранее, в 2016 г., была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, осложнение региональной обстановки в последние годы подтолкнуло два государства к усилению координации действий в данной области. Свидетельством этому стало принятие Концепции информационной безопасности Союзного государства Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства в феврале 2023 г. В этом документе указана цель, приведен общий перечень задач в области обеспечения информационной безопасности, а также список основных угроз. В документе отмечено, что «меры обеспечения информационной безопасности Союзного государства реализуются в рамках: а) программ Союзного государства, государственных программ вооружения и государственных программ в области обеспечения национальной безопасности государств-участников; б) межгосударственных программ взаимодействия государств-участников по вопросам совместного обеспечения информационной безопасности; в) целевых и отраслевых программ и планов государственных органов и организаций, осуществляющих деятельность на территории государств-участников».
Каковы итоги совершенствования политики и нормативно-правовой базы Союзного государства по обеспечению информационной безопасности? Если рассмотреть защищённость государства, то прошедшие электоральные кампании в Российской Федерации 2021 и 2024 гг., а также в Республике Беларусь в 2024 и 2025 гг. свидетельствуют о том, что удалось обеспечить стабильное функционирование государственных институтов, несмотря на отдельные попытки их информационного вмешательства. Для защиты общества в последние годы была значительно реформирована законодательная база, направленная на защиту общественных устоев от разбалансировки путём вмешательства извне. Новые формулировки с упоминанием исторических и культурных традиций, ценностей нашли отражение в обновлённых редакциях Конституций двух государств, а также в упомянутых документах в сфере национальной безопасности. Для повышения защищённости каждого гражданина в Республике Беларусь в 2021 г. был создан Национальный центр защиты персональных данных. Аналогичные шаги были предприняты и в Российской Федерации. Вместе с тем, рост потоков спама и использование персональных данных мошенниками свидетельствуют о том, что проблема защищённости персональных данных требует дополнительных решений, не только законодательных, но и технических.
Новый этап научно-технологической революции, связанный, в частности, с ростом использования систем искусственного интеллекта, создаёт не только новые возможности, но и новые риски в вопросах обеспечения информационной безопасности. При этом Республика Беларусь и Российская Федерация благодаря сильным национальным математическим школам, сформированным ещё в советские времена, могут объединить усилия и оказаться в лидерах в области освоения искусственного интеллекта. Это значимо для сохранения информационно-технического суверенитета Союзного государства. Кроме того, это поспособствует продвижению совместной точки зрения по выработке глобальных правил регулирования систем искусственного интеллекта на глобальном уровне.
Ещё одним важным аспектом обеспечения информационной безопасности Союзного государства видится продвижение его образа, имиджа в глобальной информационной сфере. В отличие от многих других интеграционных объединений, международных организаций и даже клубов (Евросоюз, G7, БРИКС и др.) Союзное государство в мировых средствах массовой информации упоминается слабо. В связи с этим представляется уместным участить его упоминание в официальной документации хотя бы в коммуникации со странами т. наз. глобального большинства (т. е. Азии, Африки, Латинской Америки), что будет способствовать закреплению этого понятия в мировом политологическом дискурсе для обозначения примера интеграционного объединения двух асимметричных, однако суверенных и равноправных членов международного сообщества.
Вторая часть.
В Союзном государстве постоянно совершенствуется нормативно-правовая база совместного обеспечения информационной безопасности. К настоящему времени этот аспект был детально проработан в двух государствах на национальном уровне. Так, в Республике Беларусь отдельный раздел по этой проблеме был отведён в текущей редакции Концепции национальной безопасности, утверждённой решением Всебелорусского народного собрания в апреле 2024 г. Этому предшествовало принятие отдельной Концепции информационной безопасности Республики Беларусь в марте 2019 г. В Российской Федерации соответствующая сфера была выделена в Стратегии национальной безопасности 2021 г. А ещё ранее, в 2016 г., была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, осложнение региональной обстановки в последние годы подтолкнуло два государства к усилению координации действий в данной области. Свидетельством этому стало принятие Концепции информационной безопасности Союзного государства Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства в феврале 2023 г. В этом документе указана цель, приведен общий перечень задач в области обеспечения информационной безопасности, а также список основных угроз. В документе отмечено, что «меры обеспечения информационной безопасности Союзного государства реализуются в рамках: а) программ Союзного государства, государственных программ вооружения и государственных программ в области обеспечения национальной безопасности государств-участников; б) межгосударственных программ взаимодействия государств-участников по вопросам совместного обеспечения информационной безопасности; в) целевых и отраслевых программ и планов государственных органов и организаций, осуществляющих деятельность на территории государств-участников».
Каковы итоги совершенствования политики и нормативно-правовой базы Союзного государства по обеспечению информационной безопасности? Если рассмотреть защищённость государства, то прошедшие электоральные кампании в Российской Федерации 2021 и 2024 гг., а также в Республике Беларусь в 2024 и 2025 гг. свидетельствуют о том, что удалось обеспечить стабильное функционирование государственных институтов, несмотря на отдельные попытки их информационного вмешательства. Для защиты общества в последние годы была значительно реформирована законодательная база, направленная на защиту общественных устоев от разбалансировки путём вмешательства извне. Новые формулировки с упоминанием исторических и культурных традиций, ценностей нашли отражение в обновлённых редакциях Конституций двух государств, а также в упомянутых документах в сфере национальной безопасности. Для повышения защищённости каждого гражданина в Республике Беларусь в 2021 г. был создан Национальный центр защиты персональных данных. Аналогичные шаги были предприняты и в Российской Федерации. Вместе с тем, рост потоков спама и использование персональных данных мошенниками свидетельствуют о том, что проблема защищённости персональных данных требует дополнительных решений, не только законодательных, но и технических.
Новый этап научно-технологической революции, связанный, в частности, с ростом использования систем искусственного интеллекта, создаёт не только новые возможности, но и новые риски в вопросах обеспечения информационной безопасности. При этом Республика Беларусь и Российская Федерация благодаря сильным национальным математическим школам, сформированным ещё в советские времена, могут объединить усилия и оказаться в лидерах в области освоения искусственного интеллекта. Это значимо для сохранения информационно-технического суверенитета Союзного государства. Кроме того, это поспособствует продвижению совместной точки зрения по выработке глобальных правил регулирования систем искусственного интеллекта на глобальном уровне.
Ещё одним важным аспектом обеспечения информационной безопасности Союзного государства видится продвижение его образа, имиджа в глобальной информационной сфере. В отличие от многих других интеграционных объединений, международных организаций и даже клубов (Евросоюз, G7, БРИКС и др.) Союзное государство в мировых средствах массовой информации упоминается слабо. В связи с этим представляется уместным участить его упоминание в официальной документации хотя бы в коммуникации со странами т. наз. глобального большинства (т. е. Азии, Африки, Латинской Америки), что будет способствовать закреплению этого понятия в мировом политологическом дискурсе для обозначения примера интеграционного объединения двух асимметричных, однако суверенных и равноправных членов международного сообщества.
Вторая часть.
Ознакомиться с полной видеозаписью конференции вы можете перейдя по этой ссылке.
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.