Евразийский континент представляет собой многообразную мозаику, в которой потенциал государств пересекается с внушительными природными ресурсами региона. За два десятилетия XXI столетия государства Евразии вышли на суверенный курс развития, а «многосторонность» обрела, помимо концептуальных, институциональные формы.
На смену «прагматичной интеграции» пришли МТК «Север-Юг», «Пояс и путь», Транскаспийский и Средний коридоры, инициатива «Перекресток мира». Находясь у истоков евразийской интеграции, Беларусь и Россия продвигают основы регионального взаимодействия, заложенные в 1991 году. Однако целеполагание государств на современном этапе основывается на инфраструктурном укреплении региона, его экономической и политической самостоятельности.
В 2021 году Евразийский банк развития (ЕАБР) предложил концепцию Евразийского транспортного каркаса, а два года спустя Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила комплексный план развития евразийских транспортных коридоров. Документ продолжает оставаться ориентиром сегодня.
На смену «прагматичной интеграции» пришли МТК «Север-Юг», «Пояс и путь», Транскаспийский и Средний коридоры, инициатива «Перекресток мира». Находясь у истоков евразийской интеграции, Беларусь и Россия продвигают основы регионального взаимодействия, заложенные в 1991 году. Однако целеполагание государств на современном этапе основывается на инфраструктурном укреплении региона, его экономической и политической самостоятельности.
В 2021 году Евразийский банк развития (ЕАБР) предложил концепцию Евразийского транспортного каркаса, а два года спустя Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила комплексный план развития евразийских транспортных коридоров. Документ продолжает оставаться ориентиром сегодня.

Источник: ЕАБР
С момента образования Союзного государства Минск и Москва начали выстраивать взаимовыгодное сотрудничество во многих сферах, включая экономику, энергетику, транспорт и логистику. Опыт Союзного государства в реализации логистических проектов является ярким примером, как интеграция двух стран может способствовать созданию конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, отвечающей современным вызовам мировой экономики.
Географическое положение Беларуси, находящейся на пересечении важнейших торговых путей между Европой и Россией, делает ее стратегически важным транзитным звеном. В случае Беларуси отсутствие выхода к морю можно оценивать как преимущество, поскольку транзитная функция страны становится приоритетной. Россия, обладая огромными пространственными ресурсами и развитой транспортной инфраструктурой, предоставляет возможности для интеграции и модернизации логистических систем.
Совместные усилия Беларуси и России позволили успешно внедрить «мягкую инфраструктуру»: устранить барьеры, усилить цифровую составляющую и оптимизировать таможенные процедуры. Страны разработали новые схемы транспортировки грузов, что значительно улучшило условия для международной торговли.
Одним из ключевых направлений сотрудничества стало объединение транспортных систем обеих стран. Примером служит модернизация железнодорожной инфраструктуры между Беларусью и Россией, где совместные проекты нацелены на повышение пропускной способности, снижение сроков доставки грузов и оптимизацию расходов на перевозку. В рамках Союзного государства гармонизировали технические стандарты, улучшили системы сигнализации и диспетчеризации. Это позволило добиться большей слаженности и оперативности в функционировании транзитных коридоров.
Опыт Союзного государства интегрирован в ЕАЭС. В рамках Союза страны модернизируют магистральные автомобильные и железнодорожные маршруты. Обновление трассы «Минск – Москва» предусматривает расширение полос движения и внедрение современных систем диспетчеризации и управления транспортными потоками.
Внимание продолжает уделяться интеграции таможенных и пограничных процедур. Упрощаются административные барьеры, внедряются единые системы контроля и обмена информацией. Это помогает грузам быстро проходить границу. Такое сотрудничество не только сокращает время транзита, но и снижает затраты, делая транспортные услуги более конкурентоспособными на международном рынке.
Географическое положение Беларуси, находящейся на пересечении важнейших торговых путей между Европой и Россией, делает ее стратегически важным транзитным звеном. В случае Беларуси отсутствие выхода к морю можно оценивать как преимущество, поскольку транзитная функция страны становится приоритетной. Россия, обладая огромными пространственными ресурсами и развитой транспортной инфраструктурой, предоставляет возможности для интеграции и модернизации логистических систем.
Совместные усилия Беларуси и России позволили успешно внедрить «мягкую инфраструктуру»: устранить барьеры, усилить цифровую составляющую и оптимизировать таможенные процедуры. Страны разработали новые схемы транспортировки грузов, что значительно улучшило условия для международной торговли.
Одним из ключевых направлений сотрудничества стало объединение транспортных систем обеих стран. Примером служит модернизация железнодорожной инфраструктуры между Беларусью и Россией, где совместные проекты нацелены на повышение пропускной способности, снижение сроков доставки грузов и оптимизацию расходов на перевозку. В рамках Союзного государства гармонизировали технические стандарты, улучшили системы сигнализации и диспетчеризации. Это позволило добиться большей слаженности и оперативности в функционировании транзитных коридоров.
Опыт Союзного государства интегрирован в ЕАЭС. В рамках Союза страны модернизируют магистральные автомобильные и железнодорожные маршруты. Обновление трассы «Минск – Москва» предусматривает расширение полос движения и внедрение современных систем диспетчеризации и управления транспортными потоками.
Внимание продолжает уделяться интеграции таможенных и пограничных процедур. Упрощаются административные барьеры, внедряются единые системы контроля и обмена информацией. Это помогает грузам быстро проходить границу. Такое сотрудничество не только сокращает время транзита, но и снижает затраты, делая транспортные услуги более конкурентоспособными на международном рынке.
Среди реализуемых проектов – создание совместных логистических центров и терминалов, которые служат узлами для перераспределения и обработки грузов. Такие центры открыты в Бресте и Минске. Эти объекты оборудованы современными технологиями, с помощью которых обеспечивается бесперебойное движение товаров и снижается риск задержек. Важной задачей остается развитие мультимодальных перевозок, когда различные виды транспорта – железнодорожный, автомобильный, морской – интегрируются в единую систему.
Со стороны Беларуси показателен опыт в строительстве МТК «Север-Юг». Невзирая на то, что страна не входит в прямой маршрут коридора, Минск модернизирует приграничную инфраструктуру. Интегрируя свою транспортную сеть с российскими маршрутами, Беларусь усиливает общий логистический потенциал МТК «Север-Юг». Совершенствуетсясотрудничество в ЕАЭС: для оптимизации транзита грузов между Европой и Азией обновляются информационные системы и создаются мультимодальные центры.
Невзирая на достигнутые успехи, остаются вызовы, которые требуют внимания. Различия в нормативно-правовой базе, необходимость постоянного обновления инфраструктуры и адаптации к новым технологическим стандартам – все это требует скоординированных усилий на государственном уровне. Краеугольным камнем выступает развитие кадрового потенциала, способного обеспечить эффективное управление сложными логистическими процессами в условиях развития мировой торговли.
Степень логистической сопряженности стран Евразии зависит от стремления совершенствовать имеющиеся механизмы с опорой на опыт. Через синергию имеющихся маршрутов у стран региона появятся новые торговые возможности. Это повысит уровень привлекательности интеграционных объединений. Стратегически пример Союзного государства положительно повлияет на реализацию евразийских транспортных проектов. Результат успешного сотрудничества очевиден: начиная от консолидации усилий и заканчивая практической значимостью реализуемых шагов. Благодаря совместным усилиям по линии Союзное государство – ЕАЭС шансы успешной реализации логистических проектов, в краткосрочной перспективе, повышаются, а горизонты сотрудничества будут расширяться.
Ермак Кристина, эксперт-международник, магистрант МГИМО МИД России по программе «Комплексное исследование интеграционных процессов»
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.
Со стороны Беларуси показателен опыт в строительстве МТК «Север-Юг». Невзирая на то, что страна не входит в прямой маршрут коридора, Минск модернизирует приграничную инфраструктуру. Интегрируя свою транспортную сеть с российскими маршрутами, Беларусь усиливает общий логистический потенциал МТК «Север-Юг». Совершенствуетсясотрудничество в ЕАЭС: для оптимизации транзита грузов между Европой и Азией обновляются информационные системы и создаются мультимодальные центры.
Невзирая на достигнутые успехи, остаются вызовы, которые требуют внимания. Различия в нормативно-правовой базе, необходимость постоянного обновления инфраструктуры и адаптации к новым технологическим стандартам – все это требует скоординированных усилий на государственном уровне. Краеугольным камнем выступает развитие кадрового потенциала, способного обеспечить эффективное управление сложными логистическими процессами в условиях развития мировой торговли.
Степень логистической сопряженности стран Евразии зависит от стремления совершенствовать имеющиеся механизмы с опорой на опыт. Через синергию имеющихся маршрутов у стран региона появятся новые торговые возможности. Это повысит уровень привлекательности интеграционных объединений. Стратегически пример Союзного государства положительно повлияет на реализацию евразийских транспортных проектов. Результат успешного сотрудничества очевиден: начиная от консолидации усилий и заканчивая практической значимостью реализуемых шагов. Благодаря совместным усилиям по линии Союзное государство – ЕАЭС шансы успешной реализации логистических проектов, в краткосрочной перспективе, повышаются, а горизонты сотрудничества будут расширяться.
Ермак Кристина, эксперт-международник, магистрант МГИМО МИД России по программе «Комплексное исследование интеграционных процессов»
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.