Информационные технологии в последнее десятилетие стали незаменимой частью жизни человека. Этому способствовали как стремление общества получать актуальную информацию наиболее простыми, доступными каждому средствами, так и значительный интерес со стороны экономического сектора.
Само понятие «цифровизация» применяется в крайне широком спектре тем. Под термин подпадает и создание единого государственного портала по типу «Госуслуг» и простая установка «умного дома» рядовым пользователем. В таких условиях полезным будет определить уровни цифровизации.
На базовом уровне разместим человека. Он в качестве наименьшей единицы процесса относится к цифровизации как ее создатель и основной пользователь. Это в большинстве случаев бытовое применение. Банковские приложения избавляют от необходимости самому идти в банк, сервисы доставки заменяют походы в ресторан, а «умный дом» лишит работы пульты управления телевизором, кондиционером и прочей техникой.
Следующий уровень – организации. Продукты компаний отличаются своей узкой направленностью. Это программы внутреннего пользования и усредненные продукты общего применения. Вторые необходимы для простоты обучения персонала и не требуют длительной адаптации. Примером может служить распространенная в Российской Федерации программа «1С: Комплексная автоматизация», применяемая для оптимизации процессов.
Третий уровень – отраслевой. В основе своей курируется со стороны министерств и государственных организаций в той или иной сфере. Оптимизирует процессы, происходящие в рамках всей отрасли. «Система быстрых платежей», разработанная Центральным банком России, позволила рядовым пользователям безопасно переводить средства в межбанковской среде, избегая угрозы мошенничества от сторонних площадок.
Четвертый уровень предполагает цифровизацию в масштабах государства и на данный момент наиболее ярко представлен порталом «Госуслуги». Не имеющий аналогов, он объединяет в себе множество направлений взаимодействия пользователя и государства.
Пятый и последний уровень – надгосударственный. Под него подпадают все проекты, выходящие за границы одной страны. В некоем роде шагом к подобному уровню цифровизации станет отмена в марте 2025 года роуминга между Россией и Беларусью.
Фактически цифровизацией может называться любое действие акторов на любых уровнях по расширению возможностей взаимодействия человека и общества с современными цифровыми технологиями. Основываясь на приведенных выше уровнях, можно определить барьеры и перспективы на пути цифровизации Союзного государства.
Критическая проблема цифровизации Союзного государства – существование в условиях надгосударственного образования. Такой вариант организации подразумевает длительное согласование каких-либо действий, поиск консенсуса. Это приемлемо в рамках политического взаимодействия. Но с позиции внедрения новшеств в цифровой сфере значительно замедляет процесс интеграции технологий. Цифровизация требует равных возможностей как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь, дальнейшей гармонизации законодательной базы. Рассмотрим на примере упомянутой выше «Системы быстрых платежей». Данный проект позволил бы белорусам значительно экономить при денежных переводах между гражданами и организациями, ускорил бы процессы в финансовой и экономической сферах. В то же время подчиненный напрямую Центральному банку России проект остается неподконтролен Республике Беларусь, это требует разработки схем взаимодействия.
Несмотря на имеющиеся сегодня сложности, интеграция цифровых технологий на надгосударственном уровне оказывает положительное влияние на укрепление отношений между государствами на всех уровнях. Утвержденная отмена роуминга в рамках Союзного государства потенциально увеличит туристические потоки, позволит произвести совместный переход на обновленные протоколы связи (5G), облегчит коммуникацию между гражданами Беларуси и России.
Значительно большей интеграции добился частный сектор. На территории обеих стран действуют технологические корпорации такие, как «Яндекс» и «VK». Без разделения по странам действуют «Озон», «Wildberries», «CDEK» и прочие. В силу ряда факторов они могут действовать в более агрессивной манере, продвигая собственные продукты на рынках обеих стран.
Несмотря на значительные потенциальные дивиденды от проведения общей политики цифровизации Союзного государства, на данный момент она определяется каждым его членом самостоятельно. Основной причиной подобной позиции выступает значительная разница в экономической и законодательной сферах обоих государств. В то же время действия частного сектора во многом компенсируют медлительность принятия решений на уровне Союзного государства своим стремлением к наращиванию прибыли. Взаимное проникновение акторов экономики на рынки России и Беларуси ускоряет цифровизацию на низовых уровнях, раскрывая потенциал взаимодействия в рамках интеграционного объединения.
Само понятие «цифровизация» применяется в крайне широком спектре тем. Под термин подпадает и создание единого государственного портала по типу «Госуслуг» и простая установка «умного дома» рядовым пользователем. В таких условиях полезным будет определить уровни цифровизации.
На базовом уровне разместим человека. Он в качестве наименьшей единицы процесса относится к цифровизации как ее создатель и основной пользователь. Это в большинстве случаев бытовое применение. Банковские приложения избавляют от необходимости самому идти в банк, сервисы доставки заменяют походы в ресторан, а «умный дом» лишит работы пульты управления телевизором, кондиционером и прочей техникой.
Следующий уровень – организации. Продукты компаний отличаются своей узкой направленностью. Это программы внутреннего пользования и усредненные продукты общего применения. Вторые необходимы для простоты обучения персонала и не требуют длительной адаптации. Примером может служить распространенная в Российской Федерации программа «1С: Комплексная автоматизация», применяемая для оптимизации процессов.
Третий уровень – отраслевой. В основе своей курируется со стороны министерств и государственных организаций в той или иной сфере. Оптимизирует процессы, происходящие в рамках всей отрасли. «Система быстрых платежей», разработанная Центральным банком России, позволила рядовым пользователям безопасно переводить средства в межбанковской среде, избегая угрозы мошенничества от сторонних площадок.
Четвертый уровень предполагает цифровизацию в масштабах государства и на данный момент наиболее ярко представлен порталом «Госуслуги». Не имеющий аналогов, он объединяет в себе множество направлений взаимодействия пользователя и государства.
Пятый и последний уровень – надгосударственный. Под него подпадают все проекты, выходящие за границы одной страны. В некоем роде шагом к подобному уровню цифровизации станет отмена в марте 2025 года роуминга между Россией и Беларусью.
Фактически цифровизацией может называться любое действие акторов на любых уровнях по расширению возможностей взаимодействия человека и общества с современными цифровыми технологиями. Основываясь на приведенных выше уровнях, можно определить барьеры и перспективы на пути цифровизации Союзного государства.
Критическая проблема цифровизации Союзного государства – существование в условиях надгосударственного образования. Такой вариант организации подразумевает длительное согласование каких-либо действий, поиск консенсуса. Это приемлемо в рамках политического взаимодействия. Но с позиции внедрения новшеств в цифровой сфере значительно замедляет процесс интеграции технологий. Цифровизация требует равных возможностей как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь, дальнейшей гармонизации законодательной базы. Рассмотрим на примере упомянутой выше «Системы быстрых платежей». Данный проект позволил бы белорусам значительно экономить при денежных переводах между гражданами и организациями, ускорил бы процессы в финансовой и экономической сферах. В то же время подчиненный напрямую Центральному банку России проект остается неподконтролен Республике Беларусь, это требует разработки схем взаимодействия.
Несмотря на имеющиеся сегодня сложности, интеграция цифровых технологий на надгосударственном уровне оказывает положительное влияние на укрепление отношений между государствами на всех уровнях. Утвержденная отмена роуминга в рамках Союзного государства потенциально увеличит туристические потоки, позволит произвести совместный переход на обновленные протоколы связи (5G), облегчит коммуникацию между гражданами Беларуси и России.
Значительно большей интеграции добился частный сектор. На территории обеих стран действуют технологические корпорации такие, как «Яндекс» и «VK». Без разделения по странам действуют «Озон», «Wildberries», «CDEK» и прочие. В силу ряда факторов они могут действовать в более агрессивной манере, продвигая собственные продукты на рынках обеих стран.
Несмотря на значительные потенциальные дивиденды от проведения общей политики цифровизации Союзного государства, на данный момент она определяется каждым его членом самостоятельно. Основной причиной подобной позиции выступает значительная разница в экономической и законодательной сферах обоих государств. В то же время действия частного сектора во многом компенсируют медлительность принятия решений на уровне Союзного государства своим стремлением к наращиванию прибыли. Взаимное проникновение акторов экономики на рынки России и Беларуси ускоряет цифровизацию на низовых уровнях, раскрывая потенциал взаимодействия в рамках интеграционного объединения.
Сырокваш Тимофей, магистрант факультета журналистики БГУ
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.