Новости

«Возвращение» дипломатии в международных отношениях: новые возможности

Дипломатия во все времена являлась важнейшим средством для разрешения проблемных вопросов и организации сотрудничества между государствами, в целом именно она обеспечивала мирное, прогрессивное развитие человечества. Искусство дипломатии, выработанное веками в процессе международного общения, является важнейшим ресурсом мирового сообщества в настоящее время.

Многоплановость дипломатии наиболее отчетливо проявилась во второй половине XX века, когда произошло расширение предметного поля обсуждения: традиционные вопросы безопасности и международной торговли, а также новые темы: разоружение, экология, права человека, космос, миграция, социальная проблематика, энергетика, внутренние конфликты и многое другое. Неоспоримым достижением стала деятельность форумов многосторонней дипломатии: ООН, ОБСЕ, других международных организаций.

XXI век открыл для человечества новые возможности: экономический рост, новые технологии, достижения в естественных и социальных науках, цифровизация, искусственный интеллект, изменения на рынке труда и многое другое способно существенно изменить мир, роль государств, расширить возможности для реализации потенциала человека. В то же время выявились и новые вызовы, связанные с формированием полицентричного мироустройства, глобализацией, усложнением мирового порядка, реорганизацией глобальных институтов управления, изменениями в проблематике безопасности, усилением конкуренции и конфликтности в межгосударственных отношениях, смещением экономического центра мира в Азиатско-Тихоокеанский регион, изменением климата, другими вызовами и рисками современного мира.

Первая половина 2020-х годов внесла свои сложности в эти процессы: пандемия коронавируса, дисбаланс стратегической стабильности, рост напряженности в регионе и деградация европейской системы безопасности, военные действия в Украине, конфликт Россия – Запад, фактический распад механизмов экономического сотрудничества, широкое использование односторонних ограничительных мер. Возможности дипломатии в этих условиях были существенно ограничены, и в то же время осознание бесперспективности реализации силовых, односторонних решений существующих проблем, определило своего рода «возврат» к политико-дипломатическим механизмам.

Одним из самых важных событий в международных отношениях нынешнего года стал активный переговорный процесс между руководством США и России. Общие рамки переговорной тематики были сформулированы в ходе телефонных разговоров президентов России и США 12 февраля и 18 марта 2025 г. Дипломатические переговоры между США и РФ осуществляются по широкому кругу международной повестки, включая в первую очередь двусторонние межгосударственные отношения, основные проблемы международных отношений, возможность урегулирования конфликта в Украине. Переговорный процесс между США и РФ в феврале – апреле 2025 г. демонстрирует не только «возвращение» дипломатии как основного механизма урегулирования спорных вопросов, но и имеет ряд особенностей. С учетом значения США и России в мировой повестке достижение договоренностей между ними способно оказать воздействие на всю систему международных отношений. В переговорный процесс вовлечены также Украина, Великобритания, Европейский союз, и в целом можно отметить, что основную роль играют государства, причем принципиальные вопросы обсуждаются на уровне лидеров государств. Многосторонние переговорные площадки в виде ООН, ОБСЕ менее задействованы, снижена роль Европейского союза, и, наоборот, повышается роль крупных государств ЕС – в первую очередь Германии и Франции. Администрацией США широко используется принцип «челночной дипломатии», с помощью которого налажена коммуникация со всеми участниками переговоров. Для переговорного процесса характерно активное информационное сопровождение, сочетание публичности и закрытости, наблюдается также высокий уровень востребованности экспертно-аналитического сообщества.

Важным аспектом происходящего процесса является координация действий основных участников переговоров со своими военно-политическими союзниками. В этом отношении следует подчеркнуть значение встречи Президентов Беларуси и России А.Лукашенко и В.Путина в Москве 13–14 марта текущего года с учетом сложившегося уникального формата стратегического союза двух стран. В контексте новой ситуации в международных отношениях лидеры Беларуси и России обсудили перспективы восстановления на международных площадках диалога между основными «центрами силы», обсуждению ситуации по вопросу урегулирования конфликта в Украине. Актуальной темой был вопрос возможного возобновления сотрудничества с западными партнерами в экономике и других сферах. С учетом высокой динамики развития событий в мировой политике было предусмотрено повышение уровня синхронизации внешнеполитических действий двух государств.

Беларусь и Россия в рамках Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 гг. имеют общие подходы относительно международной системы и глобальной безопасности, выступают с единых позиций и поддерживают друг друга на международных площадках, активно взаимодействуют в интеграционных объединениях постсоветского пространства, совместно организуют работу по информационной безопасности, противодействию попыткам фальсификации истории, взаимодействуют по вопросам контроля над вооружениями и разоружения. Дипломатия Беларуси и России активно работает на многостороннем треке – в рамках Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС+, других организациях, представляющих «мировое большинство». Беларусь является участником Движения неприсоединения, это колоссальный политико-дипломатический ресурс, который позволяет укрепить сотрудничество со 120 странами мирового Юга. Движение неприсоединения стремится занимать нишу политического объединения, противостоящего на международной арене односторонним подходам и действиям в отношении развивающихся стран.

Активное использование Беларусью и Россией механизмов многосторонней и двусторонней дипломатии эффективно дополняется другими направлениями – публичной, народной, общественной, культурной, конфессиональной, спортивной дипломатией. Конечно, этот перечень не является исчерпывающим, он дает самое общее представление о возможностях дипломатии и ее многогранности. Важное значение, имеет, например, «второй трек» дипломатии, под которым подразумевается взаимодействие, консультации на неформальном, неправительственном уровне с участием экспертов, общественных деятелей. Именно этот трек сейчас активно востребован, например, на «западном» направлении дипломатии Беларуси и России, где в настоящее время явный дефицит профессионального дипломатического общения.

Активизация политико-дипломатических механизмов (формальных и неформальных) содействует развертыванию диалога между всеми участниками международного общения, поиску, обсуждению и решению современных проблем, организации сотрудничества. Это в общих интересах всего мирового сообщества.
Русакович Андрей, профессор, председатель Экспертного совета Центра евразийских коммуникаций
Следите за деятельностью Центра на наших страницах в Facebook и Instagram.
Комментарии