Новости

Союзное государство. Ретроспектива. Взгляд историка

В настоящее время основным внешнеполитическим приоритетом Республики Беларусь является участие в интеграционных объединениях постсоветского пространства, важнейшее место среди которых занимает Союзное государство. Это динамичный, развивающийся, комплексный проект интеграции, не имеющий аналогов в регионе и в мировой практике. В декабре 2024 года Беларусь и Россия отметили 25-летний юбилей создания Союзного государства. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что союзные отношения двух стран сложились, в сущности, сразу после распада СССР, и в течение 1990-х годов, выйдя на стадию интеграции в формате двух государств, продемонстрировали процесс укрепления на двустороннем и многостороннем уровне. Особое место занимает в этом процессе 1995 год.

События тридцатилетней давности свидетельствуют, что именно в этот период элиты Беларуси и России пришли к пониманию необходимости усиления политического, экономического, военного сотрудничества. Обращение к идее объединения для руководства России и Беларуси в середине 1990-х годов позволяло решить ряд вопросов как двусторонних отношений, так и в области внешней политики. Реализация данного направления осуществлялась с учетом предыдущего опыта взаимодействия двух государств.

В начале 1995 года руководство Республики Беларусь, исходя из необходимости преодоления экономического кризиса, укрепления экономического положения страны, заявило о необходимости интеграции с Россией. Этот процесс предполагалось реализовать первоначально в формате «восстановления хозяйственных связей», существовавших в период СССР. Также одним из весомых аргументов в пользу курса на экономическое и военно-политическое сближение с Россией являлось осложнение отношений Беларуси с Западом, вызовы, связанные с расширением НАТО.

Руководством Российской Федерации в середине 1990-х годов под влиянием планируемого расширения НАТО и Европейского союза в восточном направлении были скорректированы внешнеполитические подходы. В частности, было заявлено, что Россия в ответ на неблагоприятную ситуацию, складывающуюся на ее западных границах, будет наращивать усилия по укреплению союзнических отношений с соседними странами, в первую очередь с Беларусью и Украиной. Первоначально у российского руководства не существовало конкретной модели интеграции с Беларусью, этот вопрос рассматривался в общем ключе усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве с максимально широким кругом участников. Однако накануне президентских выборов 1996 года с целью укрепления позиций Б.Ельцина было решено активизировать интеграционные проекты как в целях усиления позиций России в «ближнем зарубежье», так и с целью использования ресурса «ностальгии» части населения по временам СССР. Российское руководство приняло решение поддержать инициативы Беларуси в плане реализации проекта двусторонней интеграции.

В январе 1995 года было подписано Соглашение о Таможенном союзе России и Беларуси. Согласно положениям договора, Беларусь и Россия создавали экономическое объединение, основанное на единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза. Беларусь и Россия также заключили Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений. В мае 1995 года был отменен таможенный и пограничный контроль на границе РФ и Беларуси, стороны осуществляли совместную деятельность по охране государственной границы Республики Беларусь. Соглашение о Таможенном союзе создавало предпосылки для перехода к следующему этапу экономической интеграции – созданию единого экономического пространства.

В январе 1995 года между правительствами России и Беларуси было заключено соглашение, по которому на территории Беларуси оставались две российские воинские части – радиотехнический узел связи «Ганцевичи» и 43-й узел связи Военно-морского флота.

В феврале 1995 года был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, который заменил Договор между БССР и РСФСР от 18 декабря 1990 г. В новом Договоре Беларусь и Россия подчеркнули стремление координировать свою внешнеполитическую деятельность, открыть границы между собой, осуществлять координацию деятельности в военной области, согласовывать основные направления осуществления экономических реформ, содействовать углублению экономической интеграции, созданию условий для формирования единого экономического пространства. В сущности, в этом соглашении были сформированы общие контуры дальнейшей интеграции.

Большое значение для формирования основных направлений внутренней и внешней политики имел референдум в Беларуси в мае 1995 года. Большинство участвующих в референдуме граждан Беларуси поддержало курс Президента А.Лукашенко на развитие экономической интеграции с Российской Федерацией, а также придание русскому языку равного статуса с белорусским. В контексте современных реалий следует отметить, что данное решение референдума сформировало прочную ценностную основу двусторонней интеграции, устранив возможные барьеры в культурной сфере.

Таким образом, события тридцатилетней давности стали важным этапом в формировании концептуальных и институциональных основ белорусско-российской интеграции.

Русакович Андрей, профессор, председатель Экспертного совета Центра евразийских коммуникаций
Следите за деятельностью Центра на наших страницах в Facebook и Instagram.
Комментарии