Новости

Центр провел международный круглый стол на тему: «Структура экономических отношений Беларуси и России в санкционный период»

Белорусский бизнес в условиях внешнего давления.
Александр Козлов, экономический аналитик, кандидат экономических наук:
Мы имеем проблемную ситуацию с санкциями: эта ситуация для нас нова или нет? Наверное, эта ситуация достаточно не нова, она существует не просто последние 30-40 лет, а с этой санкционной ситуацией столкнулся еще Советский Союз, в целом тема санкций существует более ста лет. Научились ли белорусские бизнесмены, белорусский бизнес, наше государство в целом выживать в таких условиях? Наверное, научились. Как рассматривает государство бизнес? С моей точки зрения, бизнес – это определенный ресурс. Если рассматривать санкционную риторику, санкционную политику и поведение бизнеса в этих условиях, то этот ресурс надо как-то использовать. Если мы ведем речь о государстве, то в этом случае представляем и Республику Беларусь, и Российскую Федерацию, и как этот бизнес можно использовать для решения каких-то задач (стратегических и тактических). Если брать стратегические задачи, то это глобальное выживание, обеспечение жизнедеятельности государства, населения, это глобальные задачи для выживания страны в этих условиях. Тактические задачи – это помощники для решения стратегических задач. И как раз бизнес, он и способен в условиях санкций решать эти тактические задачи для достижения стратегических целей, целей устойчивого развития. Каким это способом происходит? Государство инертно, оно мощное, оно большое, емкое, его «развернуть», «перенастроить» весьма сложно. И, как показывает практика, коллективный Запад, вводя санкции, в первую очередь ввел санкции в отношении крупных российских, белорусских корпораций, особенно связанных с военно-промышленным комплексом. А вот в отношении бизнеса более сложно ввести эти санкции, потому что происходят изменения участников бизнес-процессов, изменения названий компаний и т.д. И это не полный перечень возможностей ухода, это инструмент «сглаживания» санкций. Санкции имеют свои плюсы, посмотрите, как преобразовался наш бизнес – и белорусский, и российский. Мы стали больше уделять внимание импортозамещению. Если раньше это была позиция государства, то сегодня бизнес понимает, что из-за санкций весьма сложно что-то привезти, и начинает думать, как развивать отечественное производство. Российская сторона не могла решить этот вопрос на протяжении длительного периода времени, потому что думали, что за доллары, полученные за нефть и газ, можно купить все, но оказалось, нет, не продают то, что нужно: машиностроение, роботостроение, IT-технологии, другие направления. В некоторых моментах мы преуспели и сохранили наше преимущество: атомная энергетика, космос, другие направления.

В условиях санкций бизнес стал думать, как развивать отечественное производство. И это та задача, которая имеет за собой перспективу, потому что только за счет производства можно обеспечить будущее, потенциал для развития и сконцентрировать какие-то ресурсы. Производство – это и машиностроение, и станкостроение, и роботостроение, авиастроение, нефтехимический комплекс, то есть то, что создает товары с высокой добавленной стоимостью. Если посмотреть на бизнес еще глубже, то можно сказать, что бизнес, наверное, не только это производство, это еще и торговля. За счет торговли сглаживаются определенные шероховатости, связанные с поставками товаров, комплектующих для ранее ввезенных импортных агрегатов, то есть государство само не может, получается, сделать, а вот бизнес может. И санкции в отношении белорусского бизнеса, вот вроде бы два государства, а санкции разные, белорусский и российский бизнес, и получается, что белорусский бизнес дополняет российский. И вот это на самом деле уникальная ситуация сегодня складывается, которая требует и изучения, и анализа, и определенных выводов. Потому что санкции, в принципе, не закончатся, и ожидать, что сегодня пройдет какое-то время, они прекратят свое существование, они просто трансформируются в более «высокоинтеллектуальные» санкции, в более продвинутые, в более болезненные в некоторых моментах.

Бизнес в условиях санкций – есть положительные моменты, есть и негативные моменты. Негативные моменты – это варварское, хищническое отношение вот этого бизнеса в этих условиях. Спекулятивная нажива, одномоментная, когда разумная норма доходности – это нормально, но когда цены некоторой компании злоупотребляют этим, используя свое монопольное положение на рынке, особенно в отношении доступа к ресурсам, определенным товарам, когда используют монопольное положение в условиях ограниченного количества товаров на рынке, цены взвинчиваются в несколько раз. Такие примеры имеются. Бизнес, в принципе, не готов сегодня взять на себя социальную функцию, он не захочет строить за счет своей прибыли дороги, содержать здравоохранение, учить студентов, и т.д. А государство вынуждено это делать. Поэтому разумное соотнесение, функция контроля государства в бизнесе, про нее тоже нужно говорить и эту тему обсуждать. Бизнес должен работать, но должен работать по определенным правилам, сохраняя разумную норму доходности. Самое главное, мы должны понимать, что сегодня бизнес и государство поставлены, по сути, в те условия, когда друг без друга они существовать не могут. Мы имеем проблемную ситуацию с санкциями: эта ситуация для нас нова или нет? Наверное, эта ситуация достаточно не нова, она существует не просто последние 30-40 лет, а с этой санкционной ситуацией столкнулся еще Советский Союз, в целом тема санкций существует более ста лет. Научились ли белорусские бизнесмены, белорусский бизнес, наше государство в целом выживать в таких условиях? Наверное, научились. Как рассматривает государство бизнес? С моей точки зрения, бизнес – это определенный ресурс. Если рассматривать санкционную риторику, санкционную политику и поведение бизнеса в этих условиях, то этот ресурс надо как-то использовать. Если мы ведем речь о государстве, то в этом случае представляем и Республику Беларусь, и Российскую Федерацию, и как этот бизнес можно использовать для решения каких-то задач (стратегических и тактических). Если брать стратегические задачи, то это глобальное выживание, обеспечение жизнедеятельности государства, населения, это глобальные задачи для выживания страны в этих условиях. Тактические задачи – это помощники для решения стратегических задач. И как раз бизнес, он и способен в условиях санкций решать эти тактические задачи для достижения стратегических целей, целей устойчивого развития. Каким это способом происходит? Государство инертно, оно мощное, оно большое, емкое, его «развернуть», «перенастроить» весьма сложно. И, как показывает практика, коллективный Запад, вводя санкции, в первую очередь ввел санкции в отношении крупных российских, белорусских корпораций, особенно связанных с военно-промышленным комплексом. А вот в отношении бизнеса более сложно ввести эти санкции, потому что происходят изменения участников бизнес-процессов, изменения названий компаний и т.д. И это не полный перечень возможностей ухода, это инструмент «сглаживания» санкций. Санкции имеют свои плюсы, посмотрите, как преобразовался наш бизнес – и белорусский, и российский. Мы стали больше уделять внимание импортозамещению. Если раньше это была позиция государства, то сегодня бизнес понимает, что из-за санкций весьма сложно что-то привезти, и начинает думать, как развивать отечественное производство. Российская сторона не могла решить этот вопрос на протяжении длительного периода времени, потому что думали, что за доллары, полученные за нефть и газ, можно купить все, но оказалось, нет, не продают то, что нужно: машиностроение, роботостроение, IT-технологии, другие направления. В некоторых моментах мы преуспели и сохранили наше преимущество: атомная энергетика, космос, другие направления.


Диверсификация рынков и влияние санкций на структуру экономики Союзного государства
Елена Кузьмина, заведующая сектором Беларуси, Молдовы и Украины ИМЭМО РАН:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я больше сегодня буду говорить о российском опыте и о результатах. На сегодняшний день мы (Россия) смогли сосредоточиться, об этом говорят итоги 2023 года, ожидания были лучшими. По данным Росстата, у нас по итогам 2023 года ВВП составил рост 3,6 %, хотя больше трех 3 % не давало ни одно из ведомств российских, а уж тем более внешние игроки.

Что произошло? Если мы говорим о двух последних годах, то это рост в среднем около 3 %. В первую очередь начался рост промышленности, так как у промышленности были большие проблемы. В первую очередь у добывающей промышленности, и здесь произошла некоторая перестройка. Некоторые отрасли заработали более интенсивно, например, машиностроение выросло сразу на 21 % за счет производства компьютерного и электронного оборудования, за счет электрооборудования, автопроизводства и машинного оборудования различных типов. Несмотря на то, что сократился рынок металлов в России, удалось сохранить металлургический комплекс, и его рост составил больше 9 %, а за два года больше 12 %. Химическая промышленность, нефтеперерабатывающая и пищевая промышленность, несмотря на сложные погодные условия, в 2023-2024 году показали рост достаточно хороший, как и сельское хозяйство. Объем продукции сельского хозяйства в 2023 году не изменился, а за два года вырос на 11 %, что позволило увеличить экспорт зерновых из РФ.

Следующий вопрос очень важный – это изменение торговых потоков. И вот здесь тоже произошли очень интересные вещи, это заметно по цифрам в отношении десяти крупнейших торговых партнеров РФ по экспорту. Из недружественных стран в десятку вошли три страны: Южная Корея, Япония, Венгрия. С Венгрией отрицательный прирост по экспорту был только в 2022-2023 годах, при этом за последние пять лет, наоборот, отмечается рост на 22% в целом. В крупнейшие торговые партнеры РФ продвинулись Индия и Турция, особенно Индия – прирост составил 65% за два года, а за пять лет 95%. И речь здесь идет не только о диверсификации энергетических товаров, но и наращивании поставок ряда других ресурсных товаров, сельскохозяйственных товаров. Турция – рост почти на 30%. Сохранили свою позицию Белоруссия и Казахстан. Белоруссия улучшила позиции, у Казахстана все равно сохранилось 4% экспорта, несмотря на то, что за последние два года несколько сократился экспорт России в эту страну. Что касается недружественных стран, здесь показатели снижения российского экспорта больше. Это Германия, которая занимает пятую позицию, это Республика Корея, это Италия, это Польша, это Швейцария, у всех у них отрицательные показатели в импорте из Российской Федерации, но при этом у Германии почти 4,6% доля в импорте РФ, у Италии 2,4%, у Польши 1,8%, Швейцарии 1,4%. Тенденция идет на сокращение импорта из РФ, это связано не только с сокращением торговли углеводородами, сокращение началось значительно раньше, не в 2020 году, а, скорее в 2014 году, а если мы посмотрим вообще на изменение торговых потоков, то Германия с первого места перемещается сначала на второе в 2010 году, а потом на третье и далее после 2014 года. В Германии сокращение поставок в Россию составило 38 %, а у Италии 18 %.

Необходимо отметить также, что диверсификация происходит, но и осуществляется и внутреннее развитие, растет производство в РФ, идет увеличение готовой продукции, прежде всего продукции машиностроительной. Из России поставки за рубеж не очень сильно увеличились, исключение составляют только страны постсоветские и, пожалуй, Вьетнам, а также те страны, где строятся или эксплуатируются атомные электростанции, построенные по российским технологиям.

Хотелось обратить внимание на то, что у нас идет перестройка производственной сферы не только в Российской Федерации, но и в Союзном государстве. На сегодняшний день мы приняли ряд документов, которые являются важнейшими для того, чтобы развивать промышленную корпорацию Беларуси и России. В сентябре 2022 года принято соглашение о признании технологических операций на территории Союзного государства, это позволяет устранять барьеры на пути движения промышленных товаров на рынке Союза, создавать одинаковые условия для хозяйствующих субъектов. Февраль 2023 года – соглашение о единой промышленной политике, которое расширяет механизмы поддержки совместных производственных программ в рамках Союзного государства, содействует формированию условий для развития промышленной кооперации. Предполагается, что в промышленной кооперации должны участвовать не только производственные структуры и финансовые организации, также приняты решения о синхронизации научно-технических программ Союзного государства. Это достаточно серьезные и важные моменты, которые позволяют нам заниматься импортозамещением и, самое главное, убрать барьеры, которые мешают этому процессу. Все это дает и рабочие места, и социальные гарантии работающим на этих производствах, и в целом социальные гарантии достаточно большому количеству населения и в Беларуси, и в Российской Федерации.

Визовые санкции и международное общение.
Роман Баранов, директор Центра евразийских коммуникаций, консул Беларуси в Египте и Вьетнаме 2017–2023 гг.

До недавнего времени в западных СМИ было много тех, кто призывал запретить выдачу виз белорусам и россиянам для въезда в ЕС.

Существуют три основные позиции:

1) сократить количество виз белорусским и российским гражданам;

2) запретить въезд отдельным категориям (госслужащим, руководству госкомпаний, туристам);

3) усложнить процедуру (время рассмотрения, дополнительный пакет документов).

По первому пункту, достичь даже не эффекта, а в принципе квотировать количество виз за определенный период крайне сложно (лица пересекают границу в разные месяцы и по разным, порой непредвиденным, основаниям), проще запретить вообще, но принятие такого решения представляется маловероятным.

По второму пункту, например, не выдавать визы чиновникам. Если речь об официальной делегации, которая следует на международный парламентский форум – это подрыв демократических основ. Если это турист – то, кроме ЕС и США, отдохнуть можно в Африке, Латинской Америке, Азии, где тоже своя уникальная культура, кухня, архитектура, природа и т.д. Насчет категории студентов вспоминается т.н. «студенческая мобильность» в США, большинство работало там на заправках, путешествуя, но не особо занимаясь обучением, а меньшинство из числа перспективных молодых людей становились ценными кадрами, которых лишалась наша страна.

По третьему пункту, консул имеет полномочия запрашивать любые дополнительные документы, которые он посчитает нужным, для принятия решения во избежание риска нелегальной миграции. Но принуждать выражать свое мнение по политически вопросам, например, включать в визовую анкету соответствующие вопросы, не относится к сути понятия «виза».

Из более-менее существенных визовых барьеров на сегодня со стороны ЕС видится отказ в приеме российских паспортов, выданных в Крыму и не только, в качестве действительных проездных документов с целью получения визы. Без объяснения причин отказать в выдаче визы можно, но без оснований нет. Но такие основания, как «путешествие с неуважительной целью» или «дистанционная работа» не выглядят как профессионально продуманный шаг.

Через т.н. визовые ограничения урон наносится и тем, кто их вводит, по аналогии с экономическими, особенно страдают приграничные с нами государства ЕС, которые выполняли транзитную функцию, где оседало много сопутствующих расходов от въезжающих.

Как реагировать? Прямо противоположно. Хорошим примером является недавний Указ Президента Беларуси о расширении списка стран, на граждан которых распространяется безвизовый режим. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Одновременно сегодня наблюдается увеличение количества групп российских туристов, которые стали чаще посещать Беларусь. Люди знакомятся с местным населением, работают заведения общественного питания и санатории.

Вывод: визовые санкции, как это описано выше – не давление, а вредность.

Санкционная политика Запада.
Евгения Войко, доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ:

Евразийский экономический союз с первых дней своего существования проходит стресс-тест в виде санкций. Фактически ЕАЭС был официально запущен в 2015 году, когда санкции уже были введены в отношении России, а Россия, в свою очередь, ввела торговое эмбарго в отношении сельхозпродукции из западных стран. То есть фактически иной реальности, кроме санкционной, у ЕАЭС не было. Тогда же встал вопрос о том, как сопрягать четыре заявленные формы свободы в рамках ЕАЭС, в том числе перемещение товаров, и требование соблюдать санкционный режим. Усиление санкционного давления на Россию и Беларусь в 2022 году после начала российской спецоперации на Украине актуализировало вопрос о сопряжении базовых принципов евразийской интеграции – обеспечении четырех свобод перемещения.

Тем не менее, несмотря на усилия западных официальных лиц блокировать подсанкционные действия российских партнеров по ЕАЭС, торговля внутри ЕАЭС ведется довольно динамично, и показатели развития за первую половину 2024 год демонстрируют рост. Так, в частности, прирост наблюдается по таким показателям, как реальный ВВП (Россия – 4.4%, Беларусь – 5.0% соответственно к январю-июню 2023 года. Да, у Армении и Кыргызстана показатели более высокие, однако в их случае причиной является, скорее эффект низкой базы и эффект релокации из России.

К положительным аспектам санкционной политики в отношении ЕАЭС можно отнести следующие сюжеты.

1.Ускорение курса на дедолларизацию, рост доли взаиморасчетов в национальных валютах с 70% в 2021 году до 90% в 2023 году. Такая динамика стала возможна в том числе благодаря поддержке партнеров по евразийской интеграции.

2.Актуализация вопроса о формировании собственного страхового рынка ЕАЭС. В частности, был дан импульс дискуссиям о развитии Евразийской перестраховочной компании, которая призвана расширить кредитные возможности для евразийских экспортных компаний. Однако, несмотря на созданную инфраструктур и имеющиеся договоренности о долях каждой из стран евразийской «пятерки», пока процесс не продвигается далее. В том числе вследствие скепсиса в ряде стран ЕАЭС относительно страховочной емкости ЕПК и ее готовности брать на себя токсичные риски, связанные с параллельным импортом.

3.Расширение применения Системы передачи финансовых сообщений Банка России. Тестовый режим 2014 года показал актуальность и востребованность данного инструмента. Согласно открытым данным, динамика подключения нерезидентов к СПФС растет, а значит, растет и доверие, в том числе со стороны евразийских партнеров. В отличие от системы «МИР» СПФС является более устойчивой к санкционным рискам.

Таким образом, несмотря на беспрецедентное санкционное давление на две страны-участницы ЕАЭС на протяжении всего существования объединения, промежуточные итоги евразийской интеграции к своему десятилетию можно считать удовлетворительными. ЕАЭС продемонстрировал свою устойчивость, готовность трансформировать инфраструктуру и подстраивать ее под существующие экономические реалии.

Текущие белорусско-российские отношения в торгово-экономической сфере .
Евгений Харук, аналитик Белорусского Института стратегических исследований:

Сегодня уже много было сказано об особенностях развития отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Действительно, Беларусь и Россия показывают пример взаимодействия по всем направлениям: от экономики и промышленности до культуры, образования и международной консолидации. Пошаговая тактика, выбранная Главами государств, позволяет разрешать возникаемые трудности в сфере санкционного давления, новой логистики и взаимодействия.

В своем докладе я хотел бы затронуть тему экономических отношений между нашими странами на сегодняшний день.

Правовая основа экономического взаимодействия определяется Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года и рядом других нормативных правовых актов, в которых определены задачи по формированию единого экономического и таможенного пространства, гармонизации национального законодательства в экономической сфере, созданию объединённых энергетических и транспортных систем.

В данном направлении мы движемся успешно. Проводимая совместная работа двух государств позволяет выделить два крупных тренда, по которым происходит наше взаимодействие: реализация Союзных программ и точечное взаимодействие с регионами Российской Федерации и отдельными предприятиями (субъектами экономики), в т.ч. на уровне Глав государств.

Более подробно о первом направлении. Беларусь и Российская Федерация движутся в рамках создания союзной экономики – 28 союзных программ выполнены. Одобрены и утверждены новые основные направления на очередной период, охватывающий 2024–2026 годы.

Отмечу, что основными направлениями взаимодействия можно определить совершенствование налоговой и таможенной политики, финансовый рынок, сотрудничество в торговле, военно-техническое сотрудничество и безопасность, функционирование объединенных энергетических рынков, гуманитарное сотрудничество (включая создание общего информационного пространства) и многие другие направления. Уже были объявлены достаточно значимые для населения двух стран шаги, которые будут сделаны в ближайшем будущем, такие как отмена роуминга, запуск новых крупных совместных проектов по импортозамещению, открытие новых торговых домов (особенно белорусских в Российской Федерации) и другие.

По второму треку проводимая работа также значительна. Постоянные встречи губернаторов российских регионов с Президентом Республики Беларусь в рамках визитов в нашу страну; ответные визиты высших должностных лиц, таких как Премьер-министр Республики Беларусь, Главы палат Национального собрания, профильные министры, бизнес-круги и многих других представителей Беларуси положительно сказываются как на экономических показателях, так и на гуманитарном сотрудничестве (межкультурный обмен и развитие социальной сферы). Только за период с марта 2022 по 1 мая 2024 года хозяйствующие субъекты из 74 российских регионов заключили с белорусскими партнерами 5924 внешнеторговых контракта, на общую сумму 142,3 млрд российских рублей.

Все это ведет к выполнению поставленных Главами государств планов по увеличению объемов взаимной торговли. В 2023 году торговый оборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией увеличился на 6% и превысил 53 млрд. долларов США. Показатели взаимной торговли между Республикой Беларусь и Российской Федерацией за 1 квартал 2024 года показывают увеличение как импорта в Беларусь со стороны России (4,7 млрд. $.) так и экспорта (5,7 млрд. $.). Товарооборот между странами за первое полугодие 2024 года составил $25,1 млрд и по сравнению с первым полугодием 2023 года вырос на 6,4%.

Это позволяет сделать вывод о значимости наших государств друг для друга. На сегодняшний день Российская Федерация является главным торгово-экономическим партнером Беларуси. Беларусь при этом остаётся важным торговым партнером России.

Кроме того, взаимодействие между нашими государствами на таком высоком уровне позволяет увереннее чувствовать себя в рамках крупных межгосударственных объединений, таких как Евразийский союз, ШОС, БРИКС и другие.

Отдельно я хотел бы отметить медийную сопровождение сотрудничества двух государств. Благодаря нашей информационно-аналитической системе «Инфометрика» мы замерили за полгода медийную сферу по теме «Союзного государства». Вы видите, на графике основные пики, когда в сутки было более 200 упоминаний по данной теме в медийном пространстве. Конечно все эти пики связаны с ключевыми событиями в этом году в рамках взаимоотношений Беларуси и России. Если рассмотреть «облако тегов», то становится понятно, что ключевыми и опорными словами становятся «государство, страна, президент, развитие, проект, сотрудничество».

Таким образом, белорусско-российские отношения в торгово-экономической сфере сейчас находятся на подъеме с точки зрения увеличения эффективности и объемов финансов, но, с другой стороны, постоянно расширяется пространство для сотрудничества, чем необходимо использовать двум государствам.

Интеграция как средство противостояния принудительным мерам.
Ирина Жук, заведующая отделом интеграционных отношений в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь:

Тема моего выступления – союзные программы и основные направления их реализации в контексте реализации положений Договора о создании Союзного государства. Полагаю, что именно эти основные направления явились своеобразным драйвером по противодействию (или средством противостояния) принудительным мерам. Логическим продолжением являются основные направления реализации положения договора, принятые на 2024-2026 годы. И возникает вопрос, каков может быть эффект или результативность осуществления этих мероприятий. В этом году, когда принимались новые Основные направления реализации положений договора, было принято также решение о выработке общих подходов к оценке эффектов, то есть к чему привела реализация этих союзных программ. Состоялось совместное заседание коллегий Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства экономического развития Российской Федерации, на котором были определены для выработки общих подходов два министерства и наш институт, а также Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ). Также выбраны основные показатели, которые характеризуют или какую-то определенную одну отрасль и не имеют единого общего эффекта измерителя, или комплексные показатели, которые рассчитываются в терминах измерения ВВП. Были проанализированы с начала года все возможные методы, которые используются в международной практике для оценки эффектов интеграции в различных интеграционных объединениях и, в первую очередь, в региональных. Мы изучили методику, которая принимается на пространстве Евразийского экономического союза, и выбрали показатели оценки эффекта выполнения союзных программ. Для этого отобрали союзные программы, которые подлежат или которые поддаются количественному измерению, это были не все 28 программ, потому что срок действия которых мог продолжаться или уходить за пределы 2023 года, это было более 20 программ, и мы посчитали, что совокупный эффект от реализации мероприятия для белорусской экономики оценивается почти в 322 миллиона долларов США. Для России мы не рассчитывали показатели, поскольку у нас не было соответствующей статистической базы, а россияне просчитали эффекты в отношении Беларуси.

Мы видим, что есть различия в расчетах между тем, что делали мы и российская сторона, в частности, ВАВТ. По расчету ВАВТ это порядка 1,34 миллиарда 340 миллионов долларов США, мы посчитали, у нас оказалось меньше на 321,9 миллиона долларов США. Мы видим, и на слайде представлено, в чем заключается различие. Нашим институтом предложены гравитационные модели с переменными, которыми отвечают за существование некоторых нетарифтных барьеров, и можно предположить, что предполагаемый ВАВТ подход выполнен на основании модели частичного равновесия или экспертных оценок.

Мы просчитали действия союзных программ, каков эффект, и оценили в целом интеграционный эффект за период 2021-2023 годов, в основу оценки этого совокупного влияния интеграции с Российской Федерацией был выбран методический подход, который в том числе использовался и в методике Евразийского экономического союза, который базируется на взаимосвязи ВВП с тремя ключевыми факторами: торговля товарами и услугами, инвестиция, трудовая миграция. Что у нас получилось? Прирост валового внутреннего продукта Республики Беларусь за 2021-2023 годы составил 8,13% – это порядка 5 млрд долларов США. Это для Республики Беларусь, прирост ВВП Российской Федерации составил 0,89% или 13 млрд 370 млн долларов США.

Состоялись встречи с Министерством экономики, Минэкономразвития Российской Федерации и в ВАВТ, было принято решение о расчете прироста ВВП без учета импорта потребительских товаров и услуг.

Данные наглядно подтверждают тезис, что интеграция является хорошим средством в противостоянии принудительным мерам.
Ознакомиться с полной видеозаписью конференции вы можете перейдя по этой ссылке.
Следите за деятельностью Центра на нашей странице в Facebook.
Новости